Рассказ о нелегкой судьбе западный славян в их противостоянии крестоносцам был бы неполон без упоминания легендарного религиозного центра — города Арконы на острове Руян (ныне Рюген).
С V в. на Руяне и ближних к нему Прибалтийских землях проживали племена ругов и славян, называвших себя ранами. В 489 г., движимые процессами Великого переселения народов, руги вместе с герулами и их королем Родуульфом ушли на Дунай, где присоединились к готам Теодориха Великого. Таким образом, земли к востоку от Эльбы вместе с Руяном оказались заселены одними славянами.
«Баварский географ» — документ первой половины IX в., описывающий племена и народы, жившие к востоку от Франкского государства, называет жителей Руяна этнонимом Ruzzi, что вкупе с отсутствием в документе германских племен указывает на принадлежность руянцев к славянам.
Мы не знаем точной даты основания Арконы, но по данным археологических раскопок, проводившихся там в 1930-1931 и 1969-1971 гг. установлено, что отдельные элементы храмового комплекса были возведены в IX в.Судя по «Деяниям данов» Саксона Грамматика Аркона к XII веку уже считалась древним городом, это позволяет предположить, что основана она была значительно раньше.
В центре располагалось святилище Свентовита (Световита), древнеславянского бога войны и победы, покровителя небесной истины (многие племена, в частности – сами Руяне, почитали его как верховного бога), противостоящего Чернобогу. Святилище предположительно имело порядка 480 метров в длину (с севера на юг) и 270 метров в ширину (с востока на запад).
Саксон Грамматик в «Деяниях данов» выделяет красоту и изящность резной деревянной работы, выполненной на стенах храма и дает подробное описание его внутреннего устройства.
В храме находился огромный идол Световита, выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырех отдельных шеях с остриженными волосами и обритыми бородами. В правой руке идол держал рог, выложенный разными металлами и ежегодно наполнявшийся вином, левая рука была изогнута дугою и упиралась в бок.
После уборки хлеба в Аркону стекалось множество народа и привозилось много вина для жертв и пира. Накануне праздника жрец Световита с веником в руках входил во внутреннее святилище и, задержав дыхание, чтобы не осквернить божество, начисто выметал пол.
Аркону также посещали для гаданий. При храме содержался священный конь Световита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом. Один только жрец Световита мог кормить и садиться на этого коня, на котором по верованию ранов сражался сам Световит против своих врагов. Посредством этого коня и гадали перед началом войны.
Северогерманский хронист Адам Бременский в труде «Деяния священников Гамбургской церкви» так пишет о жителях Руяна:
Другой остров расположен напротив вильцев (лютичей). Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. Ране, у других называемые руанами, — это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.
Основным занятием ран (руян) было скотоводство, земледелие и рыболовство. По данным археологии, раны (руяне) располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также вели войны с соседями.
Именно на войны с соседями оказался особенно богат XII в. Впервые, безуспешно, Аркона была осаждена датчанами-католиками еще в 1136 г. Затем следовали события крестового похода 1147 г., в которых руянцы сыграли немаловажную роль — нанесли поражение датскому флоту.
Датчане и славяне поочередно наносили друг другу удары, походы на Аркону сменялись набегами на датский берег. К 1157 г., по сообщению Саксона Грамматика, все восточное побережье Дании было опустошено и обезлюдело.
В 1157 г. на датский престол восходит Вальдемар I Великий — король, отдавший немало времени, сил и средств на борьбу с прибалтийскими славянами. В 1160-1164 гг. Вальдемар в союзе с Генрихом Львом участвует в покорении венедов, тем самым расширяя свои владения и лишая неприступный доселе Руян единственных союзников на материке.
Однако даже после этого два похода на Аркону, предпринятые датчанами в 1166 г. оказываются безуспешными.
В мае 1168 г. на Руяне высадилось многотысячное войско Вальдемара I с союзными саксонскими отрядами Генриха Льва, сопровождал короля в походе епископ Абсалон — активный идеолог христианизации славян с помощью огня и меча. Дружинники Арконы вместе с ополчением держали осаду до 12 июня, тогда датчанам удалось поджечь ворота и башню крепости, а потушить пожар у гарнизона не получилось ввиду малого запаса воды. Начался бой на улицах города. Защитников теснили к храму Световита, который был укреплен и представлял собой своеобразную цитадель.
Согласно легенде, 300 отборных ратников во главе с верховным жрецом на протяжении 2 недель обороняли святилище, а рыцари клали своих воинов тысячами в попытках одолеть гвардию Световита, и только 1 июля датчане с саксонцами, так и не осилив защитников в бою, сожгли храм, забросав его из катапульт бочонками с горящей смолой.
Легенды на то и легенды, чтоб завышать потери врага, занижать свои и рисовать красивый образ героев-защитников, которые небольшой кучкой обороняются от несметных полчищ, но так или иначе, Аркона пала, крупнейшее языческое святилище было разрушено и сожжено, а сам город разорен. Взятие крупного богатого города не могло даться Вальдемару I легкой ценой, но результатом этой победы была вассальная клятва руянского князя Яромира и включение острова в епископство Роскилле.