29.03.2024

Археологи открыли въезд в крепость Митридата VI в Крыму

В укреплении, вероятно, располагались понтийские войска во время войны со скифами в конце II в. до н.э.

Во время раскопок в Северо-Западном Крыму открыли въезд в центральное укрепление Кара-Тобе. На этом городище, вероятно, стояли понтийские войска Митридата VI Евпатора. О находке сообщается на сайте Института археологии РАН.

въезд в крепость Митридата VI

Митридат VI Евпатор (134–63 гг. до н.э.) – владыка Понтийского царя, государства, объединившая большую часть Малой Азии, Западного и Северного Причерноморья. По сведениям письменных источников, Митридат возводил свой род к Александру Македонскому и персидской царской династии Ахеменидов. Трижды воевал с Римом. К концу третьей войны под властью Митридата осталось только Боспорское царство. Здесь он планировал новый поход против Рима, по северному берегу Чёрного моря, однако был предан сыном и погиб.

Крым был первым «заграничным» приобретением понтийского царя. Он отправил в Таврику свои войска под началом Диофанта, чтобы помочь Херсонесу в войне со скифами. В результате этого конфликта к Понтийскому царству присоединился весь полуостров: и скифское государство, и Херсонес, и Боспорское царство.

въезд в крепость Митридата VI

Городище Кара-Тобе (в переводе с тюркских языков – «Чёрный холм») называют «воротами Северо-Западного Крыма». Оно находится на пересечении двух дорог, ведущих в этот регион: из Херсонеса и из Неаполя Скифского, столицы Крымской Скифии. Дороги проходили по пересыпям – узким песчаным полосам, отделяющим от моря два озера – Сакское и Сасык-Сиваш. Как показали исследования предыдущих лет, в конце II в. до н.э. на Кара-Тобе строится небольшая крепость. Её возводят по единому плану, видимо, для отряда войск Диофанта. Предполагается, что именно здесь он после победы над скифским войском основал крепость, названную в честь своего повелителя – Евпаторион.

В центре укрепления возвышалась башня размерами примерно 12 x 12 метров (самая крупная в Северо-Западном Крыму). К ней на севере и юге примыкали два двора, которые были окружены рядами одинаковых помещений. Южный двор был вымощен камнем, из него вел вход в башню. Северный двор не имел мощения и выполнял хозяйственные функции.

въезд в крепость Митридата VI

В 2019 году археологи исследовали северную и юго-восточную части укрепления. Они проследили остатки двух рядов помещений, замыкавших Северный двор с севера. Кладки их стен сохранились плохо – они были почти полностью разобраны в древности на камень. После занятия городища поздними скифами этот пустой участок использовался для зерновых ям, которые сильно повредили траншеи выборок ранних стен и глиняные полы помещений, оставшиеся после разборки кладок. Тем не менее, удалось частично проследить границы нескольких помещений и в общих чертах реконструировать планировку ранней застройки участка.

Самым главным открытием прошедшего сезона стал въезд в укрепление. От него остались две параллельные кладки, которые образуют коридор. Он вёл из Северного двора за пределы комплекса. Интересно, что въезд находится почти точно на центральной оси укрепления. За пределами комплекса, перед входом, обнаружили небольшой участок вымостки, возможно, от мощёной камнем улицы.

находки у въезда в крепость Митридата VI

В юго-восточной части укрепления исследовались помещения внешнего южного ряда, они сохранились намного лучше. Также там исследовали дополнительный оборонительный панцирь, который поздние скифы пристроили к стенам греческого укрепления, когда заняли его. Это массивная кладка, идущая вдоль южной и восточной стен греческого комплекса. Пространство между ними и скифской кладкой забутовано глиной и камнями.

Наиболее яркой находкой сезона стало круглое стеклянное навершие шпильки, или булавки. На ней есть рельефные изображения головы Силена, греческого божества, спутника бога виноделия Диониса. Кроме того, найдены две монеты – херсонесская, довольно редкого типа, и средневековая. Также обнаружили деталь какого-то сложного римского инструмента, железный и бронзовый наконечники стрел, несколько клейм на ручках амфор и, как обычно, фрагменты рядовой керамики.

Автор: Егор Антонов

Loading

Добавить комментарий

Войти с помощью: