Как лечились люди в древние времена? Какие техники применяли врачи ушедших времен, чтобы исцелить человека от какой-либо болезни? На эти вопросы отвечают всемирно известные Асклепионы, которых насчитывается в количестве трехсот штук по всей нашей планете.
Асклепион — это греческий храмовый комплекс, сочетавший в себе терапевтические функции. Его возводили в честь величайшего бога врачевания — Асклепия или согласно римской трактовке — Эскулапа.
В Турции самый крупный Асклепион располагается на территории современного города Бергама, но относился он к древнегреческому Акрополю Пергам (Пергамон). Сам Асклепион можно спутать с небольшим поселение. Комплекс включал сам божественный храм, корпус для лечения людей и целебный источник, освященный богом-врачом. Три стороны четырехугольного комплекса в виде парковых зон для отдыхающих были украшены колоннами, а к главному входу тянулась длинная дорога с вершины Акрополя Пергама.
Здравница славилась современными на то время методами излечения, включающие различные диеты, грязевые ванны, пускание крови, психотерапевтическую деятельность, комплексные физические нагрузки и омовения в лечебных водах. В самом конце лечения местные лекари проводили обряд, называемый «святой сон», согласно которому к больному, находящемуся в специальной комнате, во сне приходил сам бог врачевания и помогал окончательно излечиться от недуга. Говорят, что после подобных «ритуалов», все выздоровевшие пациенты приносили в храм Асклепия те органы, которые вылечил божественный целитель, но с одной разницей, что сделаны они были из золота или серебра.
Сакральная территория Асклепиона не принимала смерть или рождение и данные два правила неукоснительно соблюдались на протяжении всего времени существования здравницы. Те кто был болен неизлечимой болезнью и вот вот должен был предстать перед судом Божьим определялся в Катагогион, здание располагавшееся за пределами храмового комплекса. Недалеко находилось и местное кладбище. Согласно историческим писаниям, в Пергамский Асклепион приезжали император Адриан и сам Марк Аврелий.
Но кто такой, этот Асклепий и откуда он взялся? Если следовать хронологической цепочке появления древнегреческих богов, то Асклепий был приемным сыном кентавра Херона. Собственно получеловек полулошадь и научил его всем врачебным премудростям, превратив в величайшего лекаря. Он умел не только лечить, но и воскрешать, из-за этого перепуганный возможным перенаселением планеты Зевс пустил в целителя свою грозную молнию и убил Асклепия.
Пергамский Асклепион соорудили в четвертом веке до нашей эры. Инициативу проявил обычный горожанин, большой почитатель врачевателя. В первом веке к основному храмовому комплексу добавили амфитеатр, колоннадную террасу и новые корпуса, для пациентов. Окончательный вид «город исцеления» приобрел при римлянах, которые сделали мощенную дорогу, ту самую, берущую начало на высоком холме, где располагался основное поселение.
Позже Асклепий превратился в Пергамского бога, а сам комплекс дополнился школой, в которой желающие изучали медицину и проводили исследования. За лечебными практиками сюда съезжались люди со всего средиземноморского региона. В период развития христианства храм превратили в церковь, а врачи приняли новую религию, отказавшись от язычества.
На сегодняшний день Асклепион наполовину восстановлен археологами, в конце Священной колоннадной дороги все еще стоит арка со знаменитым высказыванием: «Смерти сюда входа нет!» Театр используется для различных представлений — когда-то он вмещал до трех с половиной тысяч зрителей. Внутренний храмовый двор украшен небольшими святилищами богам Гигиены, Апполона и Телесфора, там же находится тот самый исцеляющий источник, в нем все еще можно набрать воду.
Лечебница и храм Асклепия находятся неподалеку от театра, от которых к источнику ведет подземный тоннель. Его использовали для разгрузки человека в психологическом плане, так как по его лестницам и под каменным полом текла вода, журчание которой приглушало остальные внешние звуки, а узкие окна, пропускающие свет внутрь темного тоннеля, играли роль успокоительного, создавая атмосферу безмятежности.