Рукотворные шедевры прошлого до сих пор не перестают удивлять совремнных историков и археологов. Один их старейших храмов расположился в аккурат на стене отвесной скалы близ Трабзона, черноморского живописного городка. Эта святыня одна из самых труднодоступных в мире, что ни разу не остановило православных паломников. Давайте и мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию в величественное сооружение — Монастырь Сумела.
Чем же так привлекает это место? Оказывается, с начала его основания, а это не много не мало 386 год после рождения Иисуса, внутри хранилась икона, представляющая особую значимость для исповедующих христианство — Богородица Панагия Сумела, сотворенная апостолом Лукой. Лука является автором Евангелия, учеником самого Христа. Он покровительствует врачам и художникам. Лик святого имеет большое значение и среди католицизма.
Судя по историческим летописям монастырь был создан двумя монахами — Варнавием и Сафронием. Однако решение было принято не из головы, перед тем как святые отцы начали проектирование сооружения произошло явление самой Девы Марии. Во время этого действия, Мария сообщила, что необходимо найти и забрать икону, написанную Лукой и запрятать ее в самом труднодоступном месте — в Трапезунде (так ранее назывался Трабзон), построим монастырь на горе Мела. Тогда будущие монахи отправились на поиски иконы и отыскали ее в стенах Фивского храма. Местные служители с почтением выслушали приезжих и передали святыню ради благого дела. Большого труда стоило забраться на гору Мела, но их вера объединила с черноризцами уже существовавшего монастыря Иоанна Предтечи, возвышавшегося на горной вершине Завулона. Они же и помогли в строительстве каменного гиганта, спрятанного среди природной зелени.
В благодарность коллегам Варнавий и Сафроний подписали указ каждый седьмой год снаряжать мула сосудами с елеем и воском и отправлять в качестве дара на гору Завулон. Свидетельства тому записывались вплоть до 1800 года. Очень быстро прознал христианский мир о новом монастыре и святой иконе. Из европейских государств потянулась череда паломнических туров. В связи с большим наплывом людей, в скалах начали вырубаться гостевые дома.
Не смотря на такое опасное расположение церкви при монастырских стенах все равно начали подвергаться набегам и грабежам, ни разу не пострадала только Икона Богородицы, которую тщательно оберегали служители, как и предписывала Мария. В дальнейшие века, особенно при Византии, монастырь приобрел большое количество привелегий и даже земель. Даже при османах святое место продолжало процветать, а султан заботился о святыне, не смотря на различие религий.
Счастливые дни закончились в середине 19 века, когда Вселенский патриархат заблокировал все полномочия монастырских хранителей и служителей. Во время Первой Мировой, местное население разграбило и уничтожило больше половины уникальных настенных фресок, икон и другие изображения святых. Гонения христианского населения заставили бежать монахов, которые не забыли прихватить и ту самую икону, из-за которой было образовано такое монументальное сооружение. Сначала ее закопали, в страхе, что турки просто сожгут такое сокровище, а позже в 1923 году переправили тайными путями в Афины, откуда она отправилась на постоянное хранение в стены специально построенного храма города Науса.