Грандиозные египетские мегалиты разрекламированы на весь мир, а вот пирамиды Мероэ простым туристам известны мало.
Древние памятники расположены в проблемном Судане, который постоянно страдает от пограничных конфликтов, гражданских столкновений. Из-за многочисленных опасностей и экономических санкций поток желающих поглядеть на усыпальницы черных фараонов упал в 10 раз, поэтому нубийские некрополи оказались вдали от основных туристических путей.
В Судане сохранилось около 250-и пирамид, возведенных преимущественно в 720-300 годах до н.э.
Многие памятники существенно пострадали в XIX веке от рук «черных археологов» под предводительством Джузеппе Ферлини. Этот авантюрист в своих начинаниях не брезговал использованием взрывчатки, основательно разрушив усыпальницу Аманишакеты и еще ряд выдающихся пирамид.
Суданские мегалиты в размерах уступают египетским собратьям, средняя величина ступенчатых или оштукатуренных усыпальниц до 8-15 м, высота 6-30 м. Угол наклона сторон нигерийских пирамид – 40°-50°. К большинству усыпальниц примыкают храмовые постройки с барельефами для совершения религиозных обрядов.
Рядом с пирамидами «черных фараонов» расположено немало сравнительно меньших по размеру некрополей простолюдинов. Территориально все комплексы можно разделить на три грандиозных каменных кладбища.
Самые ранние памятники возведены в Эль-Курру для правителя Мероитского царства величественного царя Кашты и многочисленных приемников с женами. Остальные пирамиды построены в окрестностях поселения Нури и на территории Верхней Нубии.
Помимо усыпальниц здесь можно обозревать руины храма Амона, древнекушитского бога-льва Апедемака, постройки римской эпохи.
Все значительные нубийские усыпальницы были основательно разграблены в древности. Джузеппе Ферлини удалось в пирамиде Аманишакеты набрести на клад и затем продать ценности музеям Мюнхена и Берлина. По имеющимся экспозициям можно сделать представление о мастерстве ювелиров Мероитского царства.
Декоративная отделка суданских пирамид сохранилась плохо, облицовочный камень с изображениями практически везде разрушен, но на многих колоннах и стенах храмов еще просматриваются любопытнейшие орнаменты и сцены из жизни древних богов.