К середине XIX века, когда завоеватели-европейцы огнем и мечом прошлись по всей Америке, сея «блага цивилизации», в индейской деревушке Чан заговорил… крест. Человеческим голосом этот символ христианской веры призвал последних потомков древнего народа майя на священную войну против захватчиков…
Во времена конкистадоров высаживавшиеся в Новом Свете испанские монахи с удивлением отмечали, что символ Креста был известен индейцам майя еще в I тысячелетии нашей эры. Изображения Креста как объекта поклонения и сейчас можно видеть в древних индейских храмах Паленке Поэтому индейцы охотно включили христианский Крест в свою религиозную символику.
По легенде, передававшейся из уст в уста, огромный крест, вырезанный из цельного куска дерева, сказал индейцам: «Люди, поднимайтесь на священное восстание против бледнолицых захватчиков! Прогоните их от всех границ и берегов Кинтана-Роо, а затем воссоединитесь со своими братьями со всего Юкатана и продолжите священную войну, крест будет помогать вам». И майя не осмелились ослушаться приказа!
По велению голоса
Посмотреть на чудо пришло все население района Кинтана-Роо. И вновь скрипучим потусторонним голосом крест приказал убивать всех белых. Таким образом, как бы это парадоксально ни звучало, восстанием в 1847 году руководил деревянный крест. И самое удивительное, что в этот период говорили и кресты в храмах других городов майя — Тулума и Чомпона.
Воодушевленные поддержкой «высших сил», индейцы начали кровавый поход за скальпами испанцев и англичан. В результате потомки древней цивилизации смогли отчасти добиться восстановления своих прав и некоторых свобод, кроме того, они приобрели относительную независимость и избавились от колонизаторов.
Деревня Чан вскоре объявила себя столицей одноименного независимого государства. Эти действия, опять же, были продиктованы приказом говорящего креста Новое государство было признано Соединенным Королевством. Как бы то ни было, жителям Чана и его окрестностей удалось сохранить независимость вплоть до 1892 года.
Но спустя семь лет после обретения независимости мексиканский диктатор Порфирио Диаз приказал начать карательную операцию, в ходе которой дотла были сожжены несколько поселений непокорных майя. Но даже тогда индейцы думали о своих святынях. Они вынесли кресты из города и спрятали их в глубине джунглей. Эти стычки прекратились только в 1935 году. Мексиканское правительство пошло на уступки, произвело главу деревни в генералы и даже наградило орденом. Он стал официально считаться правителем свободной индейской территории.
Головоломка для потомков
Губернатор Юкатана Мигель Барбарено, озадаченный тайной говорящих крестов, направил в Чан своих агентов, которые должны были разобраться, в чем же секрет этого чуда. Шпиону Пабло Рохасу удалось втереться в доверие к восставшим и побывать в святилище, где находился говорящий крест.
В своем докладе Рохас клялся, что крест действительно говорил. Странный, нечеловеческий, высокий скрипучий голос исходил из центра храмового помещения, а поскольку там стоял только крест, то значит, он и вещал.
Если бы события происходили в наше время, разумно было бы предположить, что внутри креста спрятано какое-то аудиоустройство. Но в те годы это было исключено.
Некоторые считали, что в кресте сидит человек. Но, во-первых, крест был слишком мал, чтобы туда залез хотя бы ребенок, во-вторых, он был вырезан из цельного куска дерева и полости внутри него отсутствовали. По рассказам жрецов, крест, как правило, начинал говорить в присутствии некого подростка. Когда мальчик с семьей переехал в Тулум, тамошний крест тоже вдруг заговорил. То же случилось и по приезде мальчика в Чомпон. Поэтому есть версия, что подросток, имя которого до нас не дошло, обладал даром чревовещания.
В общем, если это и был обман, то так тщательно проделанный, что его не смогли доказать до сегодняшних дней.
Ирина ЕРОФЕЕВА