23.11.2024

Григорий Ефимович Распутин. Святой или злой гений?

Этого человека любила вся царская семья и ненавидело образованное общество России. Пожалуй, он был единственный, кто навлек на себя такую ненависть. Распутина называли слугой Антихриста. При его жизни и после смерти о нем ходило множество слухов и сплетен. И по сей день многие задаются вопросом: кем же он все-же был – святым или авантюристом?

Григорий Ефимович Распутин (настоящая фамилия – Новых) родился в крестьянской семье в селе Покровском Тобольской губернии. Как единственный помощник отца, он рано начал работать: пас скот, был извозчиком, ловил рыбу, помогал убирать урожай. В Покровском школы не было, и Григорий вплоть до начала своего странничества был неграмотным. В общем, он ничем не выделялся среди других крестьян, разве что своей болезненностью, которая в крестьянских семьях оценивалась как ущербность и давала повод к насмешкам. В 19 лет он женился на крестьянке Прасковье Федоровне. Она ему родила троих детей.

Однако что-то подтолкнуло Распутина резко изменить свою жизнь. Он стал часто и горячо молиться, бросил пить и курить. Начиная с середины 1890-х годов Распутин стал странствовать по стране, зарабатывая себе на жизнь любой подвернувшейся работой. Он побывал в десятках монастырей, посетил православную обитель на священной греческой горе Афон, два раза дошел до Иерусалима. В скитаниях Распутин многое узнал, но грамоте почему-то так до конца и не выучился. Писал постоянно с грубыми ошибками почти в каждом слове.

Неоднократно странник помогал больным, даже тем, кого считали неизлечимыми. Как-то раз в уральском монастыре он исцелил «бесноватую» – женщину, страдавшую от тяжелых припадков.

Григорий Ефимович Распутин

В начале XX века Распутина уже почтительно именовали «старцем». Так прозвали его не за возраст, а за опыт и веру. В те времена он и приехал в Петербург. К сибирскому «старцу» потянулись люди, кто не находил полного утешения в государственной церкви. Они посещали Григория Ефимовича Распутина, слушали его рассказы, наставления. На посетителей особенное впечатление производили глаза старца, словно заглядывающие в самую душу собеседника.

Распутиным заинтересовался епископ Феофан. Его поразил особенный религиозный экстаз, в который впадал временами старец. Такое глубокое молитвенное настроение, говорил епископ, он встречал лишь в редких случаях среди наиболее выдающихся представителей русского монашества.

1908 год – благодаря епископу, Распутин встретился с самой императрицей Александрой Федоровной. Граф Владимир Коковцов так передавал содержание этой беседы: «Распутин начал говорить, что ей и государю в особенности трудно жить, потому что им нельзя никогда узнать правду, так как кругом них все больше льстецы да себялюбцы, которые не могут сказать, что надо для того, чтобы народу было легче. Царю и ей необходимо быть ближе к народу, чаще видеть его и больше верить ему, потому что он не обманет того, кого почитает почти равным самому Богу, и всегда поведает свою настоящую правду, не то что министры и чиновники, которым нет никакого дела до народных слез и до его нужды. Эти мысли глубоко запали в душу императрицы».

Григорий Ефимович Распутин

Со временем Григория Ефимовича Распутина начали звать «другом» царской четы. Он лечил их детей, в особенности больного гемофилией наследника Алексея. Держал «старец» себя с царем и царицей на удивление свободно и естественно. Называл их просто «Мама» и «Папа», а они его – Григорий. «Он им рассказывал о Сибири и про крестьянские нужды, о своих странствованиях, – писала фрейлина Анна Вырубова. – Когда после часовой беседы он уходил, он всегда оставлял их величества веселыми, с радостными упованиями и надеждой в душе».

Больше 10-ти лет Распутин был для царского семейства одним из самых близких людей. Романовы верили ему, но вместе с тем неоднократно собирали информацию о сибирском страннике и особо проверяли те сведения, которые весьма часто представляли им, чтобы оттолкнуть от старца.

Николай II иногда советовался с Распутиным о назначении тех или иных важных сановников. И хотя его мнение учитывалось, оно было далеко не всегда определяющим. Царь считался с ним, однако принимал решения самостоятельно.

Многие из видных чиновников, искавших продвижения по службе, стремились теперь понравиться сибирскому мужику, заискивали перед ним. В квартиру старца наряду с нищими просителями зачастили миллионеры, министры и аристократы.

Но если монарх советовался с Григорием о назначении чиновников, то к его политическим советам он прислушивался значительно реже. К примеру, в 1915–1916 годах Государственная дума добивалась права назначать министров. Распутин уговаривал царя склониться перед требованием времени. Николай II согласился, но так и не сделал этого.

Император не приветствовал частых появлений «старца» во дворце. Тем более что в скором времени в Петербурге начали ходить слухи о крайне непристойном поведении Распутина. Поговаривали, что, пользуясь своим огромным влиянием на императрицу, он брал взятки за продвижение людей по службе, хотя комиссия Временного правительства не смогла установить ни одного реального случая (но слухов об этом ходило множество), когда по запискам Распутина выполнялась просьба, идущая в нарушение закона.

Следователь комиссии Временного правительства В.Руднев пишет: «При осмотре бумаг министра внутренних дел Протопопова было обнаружено несколько типичных писем Распутина, всегда говоривших лишь о каких-либо интересах частных лиц, за которых Распутин хлопотал. Среди бумаг Протопопова, так же как и среди бумаг всех остальных высокопоставленных лиц, не нашли ни одного документа, указывающего на влияние Распутина на внешнюю и внутреннюю политику».

Множество людей приходило к Распутину с просьбами помолиться за их дела, ему присылали телеграммы и письма. Однако больше всего, конечно, ценился прямой контакт с ним. Непредвзятые источники свидетельствуют, что при личной встрече он очаровывал людей какой-то особой уверенностью, умением поставить себя, доброжелательностью и просто добротой.

Многие отмечали глубокую проницательность и интуицию старца. Он мог метко охарактеризовать человека сразу после знакомства. Тонкое психологическое чутье на людей поражало в нем многих. Особенные психологические способности Распутина лежали и в основе умения излечивать болезни. Документально известен целый ряд случаев, которые подтверждают его дар целителя. Эти случаи подтверждены и материалами комиссии Временного правительства.

Умение врачевать Распутин проявлял в своей жизни много раз. Руднев установил несомненный факт излечения припадков «пляски святого Витта» у сына секретаря Распутина, Арона Симановича, при этом все явления болезни исчезли навсегда по истечении двух сеансов. «Старец» вне всякого сомнения обладал каким-то гипнотическим даром, умел внушать то, что хотел, и в особенности успешно занимался исцелением женщин и детей, которые, как известно, легче поддаются постороннему влиянию. Как уже упоминалось, с наибольшей силой он проявил свой дар в лечении царевича, страдавшего гемофилией, завоевав тем самым доверие и глубокое признание императрицы.

Кроме молитвенной помощи и исцеления, люди шли к Распутину и с чисто материальными просьбами, ходатайствами, жалобами на обиды и притеснения.

Комиссия Временного правительства, допросившая сотни лиц, посещавших Распутина, установила, что он нередко получал деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств. Обычно, это были лица состоятельные, просившие Григория передать на Высочайшее имя их просьбу или ходатайствовать в том или ином министерстве. Деньги давали по своей воле, но он их на себя не тратил, а раздавал тем же просителям, только победней.

Квартира Распутина в Петрограде, где он проводил больше всего времени, по рассказам очевидцев, была переполнена всевозможной беднотой и разными просителями, которые, веря слухам, что он имеет громадное влияние на царя, приходили к нему со своими нуждами.

В действительности, двери его квартиры были открыты для всякой публики. Распутин редко кому отказывал в просьбе помочь, если видел, что человек на самом деле в нужде.

Но наряду с такого рода характеристикой деятельности «божьего человека» Григория Ефимовича Распутина, существовала и другая, абсолютно противоположная. Спустя какое-то время после его приезда в Петербург в светском обществе начали распространяться слухи о разгульном поведении «старца» и «пророка», его общении с разным сбродом, безобразных кутежах (за что и прозвали Григория Распутиным).

Поговаривали даже о слишком близких отношениях его с императрицей, что очень подрывало авторитет царя. Однако еще больше общество возмущало влияние, которое этот сибирский мужик оказывал на царя при решении государственных вопросов.

Враждебность к Григорию Ефимовичу Распутину испытывали все образованные слои населения. Монархисты-дворяне и интеллигенция, как революционная, так и либеральная, сходились во мнении о его негативной роли при царском дворе, называя его злым гением Романовых. 19 сентября 1916 г. депутат-черносотенец Владимир Пуришкевич произнес в Государственной думе страстную речь против Распутина. Он горячо воскликнул: «Не должен темный мужик дольше править Россией!»

Тем же днем и родился замысел убить Распутина. Выслушав обличительную речь Пуришкевича, с этим предложением к нему подошел князь Феликс Юсупов. Потом к заговору присоединилось еще несколько человек, в том числе великий князь Дмитрий Павлович.

Убийство Распутина назначили на 16 декабря 1916 г. Ф. Юсупов пригласил Распутина в свой особняк. При встрече они по русскому обычаю расцеловались. Распутин неожиданно насмешливо воскликнул: «Надеюсь, это не иудино лобзанье!»

Его хотели отравить цианистым калием. Он съел несколько пирожных с ядом – и никаких последствий. Посовещавшись, заговорщики решили застрелить Распутина. Вначале стрелял Юсупов. Но Распутин был только ранен. Он бросился бежать, и тогда в него несколько раз выстрелил Пуришкевич. Старец упал лишь после четвертого выстрела.

Убийцы опустили связанное тело Распутина в прорубь на льду Малой Невки у Крестовского острова. Как выяснили в последствии, под лед его бросили еще живым. Когда тело нашли, обнаружили, что в легких было полно воды: Распутин пытался дышать и захлебнулся. Правую руку он высвободил из веревок, пальцы на ней были сложены для крестного знамения.

Имена убийц немедля стали известны полиции. Однако отделались они очень легко – Юсупова отправили в собственное имение, великого князя – на фронт, а Пуришкевича и вовсе не тронули.

Григория Ефимовича Распутина скромно похоронили в Царском селе. Но покоился он там недолго. После Февральской революции его тело было выкопано и сожжено на костре.

Со слов Павла Милюкова, крестьяне говорили так: «Вот, в кои-то веки добрался мужик до царских хором – говорить царям правду, и дворяне его убили».

При жизни и после смерти Распутина неоднократно предпринимали попытки провести расследование его деятельности. Но, освещая проблему с точки зрения каких-то политических сил, практически все они были тенденциозны. Как писал историк О.Платонов в своем исследовании: «Нет ни одной статьи, я уже не говорю о книге, где бы жизнь Распутина рассматривалась последовательно, исторически, опираясь на критический анализ источников. Все существующие сегодня сочинения и статьи о Распутине являются пересказом – только что в разных комбинациях – одних и тех же исторических легенд и анекдотов, в большинстве своем которые являются откровенным вымыслом и фальсификацией».

К сожалению, несмотря на тщательность и подробность исследований, книга Платонова также не свободна от тенденциозности. Как видно, уже практически невозможно, за отсутствием непротиворечивых и заслуживающих доверия свидетельств, объективно охарактеризовать Григория Ефимовича Распутина. Несомненным останется только тот след, который он оставил в истории России.

Loading

Добавить комментарий

Войти с помощью: