Американский писатель Роберт Говард, создавая цикл своих фентезийных романов о Конане-варваре, по какому-то капризу судьбы дал ему киммерийское происхождение. Более того, в своих произведениях он красной нитью выводил мысль о том, что Конан являлся представителем народа, первым освоившего обработку железа. Да и сам главный герой был сыном кузнеца и знал некий «секрет стали».
Кто бы мог предположить, что автор наивных детских книг о похождениях выдуманного персонажа настолько близко подошел к истине, что практически угадал основные исторические вехи того периода…
Современная официальная история мало что может сообщить нам о киммерийцах. Считается, что они жили на территориях современной Турции, Армении и Ирана. Иногда воевали с Ассирией и были уничтожены или ассимилированы скифами. Однако, есть несколько десятков интересных археологических и культурных свидетельств, указывающих, что все было совсем не так просто.
Первым свидетельством существования киммерийцев была «Одиссея» легендарного Гомера. Созданная в 8 веке до н.э., она описывала киммерийцев, как жителей северных районов, живущих на берегу холодного океана, в стране, где никогда не восходит Солнце. Многие учёные скептически рассматривают такое художественное описание, однако, не будем забывать о Шлимане, который в точности по произведению Гомера восстановил исторические события Троянской войны, и нашел ту самую Трою.
Киммерийцы упоминаются в ассирийских летописях, как народ, более века терроризировавший северные границы Месопотамии.
Когда до киммерийцев «добрался» историк Геродот (5 век до н.э.), их цивилизация уже считалась исчезнувшей. Однако, её следы неоднократно упоминаются Геродотом в различных трудах. Стоит хотя бы упомянуть «киммерийские переправы», первое в истории систематическое транспортное сообщение через Керченский пролив.
После этого более, чем на две с половиной тысячи лет, никто никак не говорит о киммерийцах. Разве что библейское повествование вскользь упоминает о них. Согласно Библии, киммерийцы ведут свой род от Гомера (нет, не древнегреческого), старшего сына Яфета. Более того, от киммерийцев происходят такие этнические группы, как германцы, славяне, кельты и армяне. Здесь нас интересует именно «первородное» происхождение киммерийцев – от старшего сына; даже греки согласно Библии происходят от другого колена яфетидов – от его пятого сына Иавана. Возможно, это малозначимо, однако, вспомним, какую важную роль играло первородство в древнем мире. Пережитки майоратного права человечество не изжило до сих пор.
В середине 20 века на территории современных России и Украины было найдено множество древних мест обитания людей эпохи позднего бронзового и начала железного веков. Все они были похожи друг на друга, как две капли воды. Средних размеров городища, окруженные деревянными частоколами с множеством деревянных срубов внутри. Так эту культуру и назвали – «срубная». Когда стали систематизировать все похожие находки, выяснилось масса интересных обстоятельств.
Во-первых, все они датировались примерно одинаковым периодом: 11-8 века до нашей эры. Во-вторых, их география была настолько обширной, что охватывала не только пространство Днепровской и Среднерусской равнин, но занимало территории от Балкан до Волги с запада на восток и от Карелии до Малой Азии с севера на юг. И, в-третьих, основными предметами, найденными при раскопках, были не горшки или украшения, а конская сбруя и оружие.
Везде в местах раскопок находились примерно одинаковые металлические предметы, с одинаковыми рисунками и одинакового химического состава. В основном, это была бронза, однако, среди них, наиболее часто из раскопок того периода, попадались изделия из железа. То, что это не скифская культура, стало ясно сразу же, после первого анализа артефактов. Это были люди, жившие до скифов. Именно они по всем историческим описаниям подпадают под легендарных киммерийцев.
Во всех подобных раскопках находились предметы, изображавшие два символа. Первый представлял собой вытянутый сверху вниз ромб с малым кругом в середине и большим снаружи. Второй – подобие мальтийского креста, также расположенный в круге. Это первое в истории появление мальтийского креста.
Кроме того, в этих раскопках были найдены первые стремена. Сейчас это покажется смешным, но в то время это было оружие, сродни атомной бомбе в наши дни. Всадник в стременах мог обрушивать на противников всю мощь своего удара мечом. Стременная кавалерия в то время была стратегическим оружием. То есть, противостоять ей никто не мог. Естественно, имея такое вооружение, и фактически неограниченное количество лошадей, киммерийцы могли никого не бояться.
Однако, настоящая сенсация ждала учёных несколько позже. В 2000 году у большинства представителей срубной культуры была обнаружена мужская хромосома гаплогруппы R1a. Это – самая распространённая гаплогруппа восточноевропейских народов. Чаще всего она встречается у восточных славян: поляков, русских, украинцев и белорусов. От 60 до 45% представителей этих народов несут в себе хромосомы, сродные тем, которые найдены в раскопках 10 века до нашей эры. То есть, современные восточные славяне являются далёкими потомками древних киммерийцев!
Кем же был этот народ, чем он жил и почему исчез? Многие склонны полагать, что у киммерийцев не было единого государства. Это были многочисленные группы кочевников-скотоводов, живших на территориях обширных степей и лесостепей. Города, основанные ими, использовались, как промежуточные опорные пункты. Там можно было что-то продать или купить, отдохнуть перед очередным выгоном лошадей на пастбища и прочее.
Исходя из хронологии, время существования киммерийцев было весьма непростым: общий упадок цивилизации того периода был вызван кризисом бронзового века. На рубеже 11-10 веков до нашей эры климат стал относительно засушливым, что существенно ударило по земледелию и привело к разрыву многих торговых связей. Оседлые народы (египтяне, хетты, ассирийцы) испытывали определенные проблемы как с продовольствием, так и с экономикой в своих государствах. Кочевники же, менее зависимые от капризов погоды и их влияния на земледелие, жили немного попроще. Собственно, что и дало им возможность заселить большие территории и достаточно безбедно существовать примерно полтысячелетия. Видимо, большая территория, не дала им возможность сделать некое подобие государства, да, собственно, в нем и не было нужды – никто из более-менее сильных народов на их земли не претендовал.
Этим можно объяснить достаточно хорошее развитие у них ремёсел, в частности, металлургии. Считается, что первыми выплавлять железо начали жители южного побережья Чёрного моря, однако, последние археологические находки эту теорию опровергают: первые изделия из рудного железа появились на западном побережье Чёрного моря. Именно появились, а не были завезены – состав железа соответствовал составу местных руд. И как раз в то время там существовала культура киммерийцев.
Ещё один интересный факт: многие историки описывают одежду киммерийцев, как кожаный костюм из куртки и штанов с островерхой шапкой. В 1979 году в Архангельской области было обнаружено захоронение воина в такой одежде и со всеми атрибутами киммерийской культуры. Вот, собственно, и подтверждение слов Гомера про «страну, где никогда не восходит Солнце»… Что могли бы противопоставить воины городов-государств Древней Греции, если бы из-за какой-то превратности судьбы во времена Троянской войны к ним пришли бы кочевники-завоеватели с севера со своей непобедимой кавалерией? Скорее всего, что ничего.
К счастью для греков, этого не произошло, но древние греки кое о чём догадывались. Возможно, именно поэтому они уделяли гораздо большую роль в своей пехоте именно копейщикам, а не мечникам – сдерживать возможную экспансию киммерийцев.
Как бы то ни было, всему прекрасному приходит конец. В 6-7 веках до нашей эры киммерийцы были завоёваны скифами – похожим по роду занятий кочевым племенем, однако, обладающим самым мощным оружием всех времён: вертикалью власти. Скифы не стали устраивать геноцид, как это часто любили делать завоеватели того времени. «Растворив» в себе киммерийцев, они ещё почти тысячу лет владели их землями, пока не пришли новые хозяева – сарматы. Киммерийцы исчезли, однако, их гены до сих пор живут в миллионах человек современной Европы.