Человек произошел от обезьяны. Кто это решил? Чарлз Дарвин, скажете вы. И ошибетесь. Создатель теории естественного отбора как основного механизма эволюции никогда не утверждал этого. Он лишь пытался обосновать положение о том, что между человеком и обезьяной существовало некое связующее звено — общий древний предок, от которого они оба и происходят. Но кто же был этим общим предком?
И насколько древним он был? По этому поводу между учеными до сих пор ведутся ожесточенные споры, в ходе которых выдвигаются самые сумасшедшие гипотезы, доказать или опровергнуть которые никто пока не в силах. А масла в огонь подлила цепочка следов, обнаруженная в 1978 году близ танзанийской деревни Лаэтоли.
В 1978 году Мэри Лики — член семьи палеоантропологов и писателей, сыгравших ключевую роль в поисках останков древнейшего человека в Восточной Африке, — вела раскопки в Лаэтоли. В 20 километрах от этой деревни расположен ныне потухший вулкан Садиман. Около четырех миллионов лет назад он был действующим. Однажды он выбросил облако карбонатитового пепла, по своей консистенции напоминавшего очень мелкий речной песок. Это извержение, вероятно, продолжалось не больше суток.
Но в результате все окрестности покрылись ровным слоем пепла в сантиметр толщиной. А сразу же после окончания извержения пошел дождь. Пепел намок, и на нем, как на только что уложенном асфальте, стали отпечатываться следы всех, кто проходил по нему: слонов, жирафов, антилоп, носорогов, свиней… А затем их высушило тропическое солнце.
Докопавшись до этого слоя пепла, члены группы Мэри Лики обнаружили несколько огромных следов слона, а рядом с ними цепочку следов, поразительно напоминающих отпечатки ног человека. Это было невероятное открытие: ведь по теории происхождения человека, принятой в официальной науке, считалось, что гоминиды (предки человека) перешли к прямохождению лишь в третичном периоде, то есть не раньше 1,8 миллиона лет назад. А ученые обнаружили следы, оставленные 3,7 миллиона лет назад. Это в корне меняло научные представления о временной шкале эволюции человека.
Даже некоторым членам экспедиции было трудно поверить, что следы могли сохраниться на протяжении столь долгого времени. Можно представить, какую бурю споров и возражений вызвала эта находка у маститых ученых! Однако Мэри была уверена, что датировка сделана правильно, и эти древние следы оставлены прямоходящими предками человека. Своей уверенностью и энтузиазмом она заразила всех соратников, и работа закипела.
Совместными усилиями палеонтологов была открыта цепочка из полусотни следов протяженностью 23 метра. Чтобы предохранить следы от разрушения, Тим Уайт использовал специальный отвер-дитель, заливая его внутрь отпечатков очень малыми порциями.
Американка Луиза Роббинс, исследуя следы, высказала точку зрения, что отпечатки ног действительно принадлежали двум гоминидам. Вероятно, две особи шли вместе, причем одна из них (со стопами более крупного размера) была мужского пола, а другая — женского, возможно, беременная. Судя по следам, гоминиды этого типа ходили на двух ногах никак не меньше миллиона лет.
С дерева или на дерево?
В том же году Мэри Лики поехала в США и рассказала о находке журналистам. Ее открытие потрясло ученый мир. Сторонники теории дарвинизма даже попытались обвинить Мэри в фальсификации. По Дарвину, ископаемая обезьяна дриопитек, жившая в третичном периоде, слезла с дерева и стала прямоходящей. Энгельс развил это утверждение, присовокупив к дарвинизму свою трудовую теорию. Развитие руки и труд, по Энгельсу, превратили обезьяну в человека.
Но существует серьезное обстоятельство, заставляющее многих ученых усомниться в том, что обезьяна — предок человека. У обезьян нижние конечности выполняют хватательную функцию, имеют хорошо противопоставленный большой палец, что позволяет им ловко цепляться за ветки и лианы и быстро перемещаться с дерева на дерево.
А у человека стопы служат для опоры и не способны к хватательным движениям. Советский антрополог В.В. Бунак, английский анатом Фредерик Вуд Джонс, американский палеонтолог Г. Осбори, антрополог Г.А. Бонч-Осмоловский считали, что обезьяна не годится в предки человека именно потому, что имеет хватательную стопу, а переделать такую стопу в опорную невозможно.
И ныне широко распространена гипотеза, что не обезьяна слезла с дерева, чтобы стать человеком, а, скорее всего, наблюдался обратный процесс: обезьяноподобный человек по каким-то причинам забрался на дерево и стал обезьяной. Правда, возникает вопрос: как этим «дегенератам» удалось превратить свою опорную стопу в хватательную конечность?
Для этого им пришлось бы «порвать» метатарзальную связку, объединяющую все пять пальцев стопы, и превратить прямой сустав большого пальца, расположенный между первой плюсневой и клиновидной костями, в шаровидный. И если у них это получилось, то почему тогда обезьяньи конечности в процессе эволюции не могли стать человеческими стопами?
Мы вышли из наяпитеков?
По теории российского ученого Л.И. Ибраева, человек произошел от прибрежных полуводных наяпитеков. Они обитали 2-3 миллиона лет назад, в плиоцене, по берегам рек, ручьев и озер в полусаванной предгорной местности, бродили по мелководью, часто ныряли и плавали, ловили раков, лягушек, моллюсков, застрявшую на мели рыбу, черепах, насекомых, собирали птичьи яйца, прибрежные ягоды, фрукты и другие плоды и коренья. Наяпитеки использовали для ловли и вскрытия раковин и панцирей расколотую гальку, палки и кости.
Л.И. Ибраев считает, что занятость передних лап добыванием пищи принудила наяпитеков к прямохождению. А дно мелководья, часто мягкое, потребовало больших плоских ступней. Это же полу-водное существование привело к утрате ими шерстяного покрова, за исключением шапки волос на голове, предохраняющей от палящих лучей тропического солнца, и волос между телом и конечностями, препятствующих слипанию и натиранию кожи.
Строение зубов человека — тоже наследие наяпитеков. Важнейшее отличие зубов гоминидов от обезьяньих — отсутствие торчащих над остальными зубами клыков. Очевидно, для поедания мягких и скользких моллюсков или даже рыбы такие клыки наяпитекам были ни к чему. Хуже того, торчащие клыки явно мешали бы выскрести содержимое раковины. Вот почему у предков людей клыки укоротились и приняли лопаткообразную форму.
По этой же причине, в отличие от гориллы или орангутанга, и остальные передние зубы у гоминидов тоже не жевательные, а скребки и резцы — прямые плоские лопаточки, нужные для выскабливания раковины, откусывания и удерживания откушенного. Сверх того, трудность при разжевывании пружинистого моллюска или рыбы привела к дополнению движений челюстей вверх-вниз еще и вращательными, а также к увеличению количества бугорков на коренных зубах с четырех до пяти и к замене режущих первых нижних премоляров на двухбугорчатые.
Л.И. Ибраев приводит и множество других довольно убедительных аргументов в пользу своей гипотезы. И его теория происхождения человека имеет такое же право на жизнь, как и остальные.
Правнуки Фаэтона
Вот только согласно абсолютному большинству теорий, человек появился в процессе эволюции, основной механизм которой — естественный отбор. И этот процесс идет непрерывно и последовательно. То есть люди — продукт эволюции, так сказать, дети Земли.
В таком случае как объяснить, что человек — одно из самых не приспособленных для жизни на Земле существ? Одних только видов заболеваний у людей больше, чем у всех земных организмов вместе взятых. Мы здесь выглядим инопланетянами.
А может, мы и в самом деле инопланетяне? К примеру, российский писатель-фантаст Александр Казанцев, развивая бытующую в ученых кругах гипотезу об инопланетном происхождении человечества, в своих произведениях («Фаэты» и других) писал о том, что на планете Фаэтон, находившейся между орбитами Марса и Юпитера, некогда существовала могучая цивилизация, погибшая в результате войны, в которой применялось сверхмощное оружие, расколовшее планету (сейчас там пояс астероидов). А уцелевшие фаэты перелетели на Марс, а затем, с постепенным остыванием Солнца, — на Землю.
Да и кто сказал, что наша цивилизация — единственная и неповторимая? Возможно, человечество не раз гибло в результате войн планетарного масштаба и природных катаклизмов (типа падения астероидов). Но вновь возрождалось, начиная восхождение из первобытности к вершинам цивилизации.
Кстати о Лаэтоли. В 2011 году группой исследователей под руководством профессора А.Н. Зайцева (Санкт-Петербургский университет) было доказано, что вулкан Садиман не является источником вулканического пепла, в котором обнаружены отпечатки следов. Этот вывод был сделан на основании отсутствия в них минерала мелилита, а также различий в химическом составе нефелина и пироксенов. Откуда же тогда взялся этот пепел? Есть над чем задуматься.
Михаил ЮРЬЕВ
P.S. Еще об одних странных следах мы писали не так давно в статье об огромных следах на дне Тихого океана