28.03.2024

На Таймыре нашли следы древнего мифического народа

Красноярские археологи сделали на Таймыре серию уникальных находок. Часть из них могут быть следами древних обитателей Арктики — легендарного народа сихиртя, память о котором у современных северных народов сохранилась только в мифах, рассказали ТАСС специалисты ООО «Красноярская геоархеология».

Таймыр

«Это самые восточные памятники западных культур, которые были распространены на Ямале, вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана, и которые связывают с легендарными сихиртя. Сведения о них содержатся в ненецких преданиях. Отличительной особенностью их называется то, что они жили в земле. В бухте Макарова нами зафиксирована каркасно–земляная постройка и очень много орудий труда, в том числе из бивня мамонта. Датируется это XIV веком, недавно из Калифорнии пришли [результаты] радиоуглеродного анализа», — рассказал ТАСС директор «Красноярской геоархеологии» Данил Лысенко.

Таинственная культура

Бухта Макарова расположена на северо–западном побережье Таймыра, в Пясинском заливе Карского моря. Семь веков назад в этих широтах было гораздо теплее. Примерно в XV–XVI веках началось похолодание, известное в науке как Малый ледниковый период, оно принесло в Сибирь арктические холода.

По словам Лысенко, обитатели поселения в бухте Макарова охотились на белых медведей, нерп и морских зайцев (млекопитающих семейства тюленевых). Это единственное известное на Таймыре поселение древних людей, не связанная с добычей дикого северного оленя.

В бухте Макарова есть и древнее святилище, где на отвесной скале древние жители этих мест приносили в жертву лапы и головы медведей, оленей, крылья птиц. «Достаточно древний и архаичный обряд, который, видимо, ненцы переняли у прежнего населения – сихиртя», — сказал Лысенко.

В своих мифах ненцы описывают сихиртя как маленьких людей со светлыми волосами и глазами, которые живут в «сопках», пасут «земляных оленей» (мамонтов), ездят на собаках, ловят рыбу, занимаются кузнечным делом и выходят на поверхность только ночью. Они сильные шаманы, иногда роднятся с местными народами. Двери в жилища сихиртя обозначены «рогом» (бивнем мамонта). Столь подробно описанный фольклорный образ позволяет ученым предполагать, что в Арктике существовал народ, который был предшественником оленеводов–кочевников.

«Аналогии имеются на полуострове Ямал – это памятники, выявленные исследователем Арктики Валерием Чернецовым в 1929 году. Это круг западных аналогий, связанных с досамодийским населением северных окраин. Впервые настолько далеко на восток удалось продлить какую–то культуру, какой–то народ, живший в довольно позднее предрусское время», — сказал Лысенко.

Гипотезы и факты

В XIX веке в российской науке была популярна гипотеза о существовании культуры, представители которой обитали на огромной территории Арктики: от Аляски до Западной Сибири. Валерий Чернецов, описывая свои находки, предполагал, что быт древнего народа оседлых морских зверобоев был близок хозяйству и культуре предков эскимосов и оседлых чукчей. От этой гипотезы отказались в конце ХХ века, анализ накопленных артефактов показал очень большое различие между древним населением Ямала и морскими зверобоями Берингова пролива.

Позже появилось предположение о том, что представления о сихиртя связаны с народами европейского Севера. В шестидесятые годы прошлого века археологи нашли на Ямале древнее городище Бухта Находка, которое вскоре стало известно как «городок сихиртя». Масштабные археологические раскопки там были проведены только после 2000 года. Ученые пришли к выводу, что постройки этого средневекового городища, основанного во второй четверти XIII века, аналогичны домам с деревянным каркасом и покрытым дерном, которые в средние века возводили жители Исландии и саамы на севере Европы. Найденные там постройки внешне напоминают небольшие сопки, внутри которых оказались длинные деревянные дома.

Лысенко предположил, что, вероятно, сихиртя принадлежали к досамодийскому населению Арктики. Ученый отметил, что, возможно, они связаны с саамами.

След таинственного воина

Возможно, с этим населением связана гораздо более древняя таймырская находка – погребение VII–VIII века в устье реки Гальчихи. Ученые осторожно говорят, что пока еще разбираются с обнаруженными там артефактами. «Вопрос еще предстоит решить. Это разные хронологические периоды, разные эпохи, разное время», — пояснил директор Красноярской геоархеологии.

Найденные предметы позволяют сделать несколько гипотез. В числе находок – чаша из серебра и белой бронзы, вероятно, иранского происхождения, булгарское серебро, украшения в виде гагар из бронзы. Одна из самых интересных находок в погребении — кольчуга. По словам Лысенко, так далеко на севере подобные доспехи еще не находили. Он отметил, что плетение кольчуги очень похоже на гораздо более поздние русские изделия XI века.

Участник экспедиции Николай Степанов рассказал, что открытие совершено на одной из сопок. Человеческие останки в этом месте ученые не нашли, что археологи связывают либо с особенным обрядом захоронения, либо какими–то явлениями, в результате которых кости не сохранились.

Археологи говорят, что эти и подобные им находки свидетельствуют о торговых связях местных жителей. «Все эти народы были сосредоточены не только на получении пищевых ресурсов, но и на товарном производстве, связанном в первую очередь с пушниной, добычей песца. Нам предстоит понять, куда этот песец поставлялся», — сказал Лысенко.

Он также отметил, что в русских летописях отмечаются походы новгородцев на восток за пушниной, в так называемую Югру. Ее границы, где она начиналась и заканчивалась, неизвестны. Не исключено, что и поселение в бухте Макарова испытало какое–то русское влияние.

Loading

Добавить комментарий

Войти с помощью: