Названия, присваемые кораблям, изредка оказываются роковыми для них. И тут речь идет уже не о неких невинных, безопасных для людей, запредельных «шуточках», а о совсем иных по своему существу паранормальных явлениях или, вернее говоря, процессах, грозных, таинственных, устрашающих. Речь идет о многочисленных смертях людских!
Злой рок, измысленный и осуществлявшийся на практике неким недобрым дьявольским умом, преследовал все русские корабли, имевшие название «Москва». Царь Петр I построил первый такой корабль, однако по неизвестной причине он все время оставался не у дел и в конце концов был пущен государыней Анной Иоанновной на дрова. Та же участь постигла вскоре и следующий русский 66-пушечный корабль с тем же названием.
Прошло много лет, и вновь был спущен со стапелей на воду опять-таки 66-пушечный корабль «Москва». Не прошло и года, как он был выброшен бурей на камни близ балтийского порта Лиепая, где и затонул. Половина экипажа погибла.
В начале девятнадцатого века бороздила Средиземное море в составе эскадры адмирала Сенявина 74-пушечная «Москва». Горестная судьба постигла и ее. По чисто меркантильным соображениям корабль был продан французам, после чего не раз отличался в боях… с русским же флотом!
В конце девятнадцатого века при тихой, абсолютно штилевой погоде в Красном море потерпел загадочное страшное крушение русский пароход «Москва». Не обошлось тут без многочисленных человеческих жертв.
В июне 1941 года недалеко от черноморского порта Констанца случилось другое странное событие, почти невероятное. Новенький лидер наших эсминцев «Москва» был внезапно атакован… нашей подводной лодкой! И очень быстро затонул, унеся с собой на дно жизни почти всех членов его экипажа.
Спустя много лет после окончания войны заложили на стапелях супертяжелый крейсер «Москва», однако, не достроив, оставили эту затею. На борту строившегося противолодочного крейсера все время творилось нечто непонятное.
Казалось, крейсер, будто магнитом, притягивал к себе всяческие беды. На борту взрывались вертолеты, вспыхивали то тут, то там пожары, в том числе сильные, разразилась эпидемия самоубийств среди матросов.
Самое же любопытное: по категорическим утверждениям многих матросов, а также отдельных офицеров замечался на борту человек в матросской робе устаревшего покроя, не внесенный в списки экипажа крейсера. По трюмам строившегося корабля молчаливо бродил полупрозрачный призрак «белого матроса», как окрестили его на крейсере. Своими появлениями он сеял панику среди членов экипажа.
Большая представительная комиссия пыталась проанализировать события, творившиеся на борту «Москвы», но ни к каким определенным выводам так и не пришла.
Членов комиссии особенно выводили из себя и сильно раздражали рассказы о встречах с призраком «белого матроса». Однако все без исключения из числа тех, кто встречался с призраком, настаивали на правдивости своих показаний об этих жутковатых встречах.
В конце концов строительство «несчастливого крейсера» было приостановлено по указанию свыше. Его продали на металлолом в Индию.
Вскоре после этого наши отважные адмиралы, не верящие ни в какие чудеса, переименовали ракетный крейсер Черноморского флота «Слава» в «Москву». Немедленно последовала на борту корабля цепь аварий, чего никогда не случалось ранее. Аварии были такого широкого размаха и специфического свойства, что вывели крейсер из строя.
Много лет корабль стоял на приколе, не было средств на его ремонт. Несколько раз поднимался вопрос о его списании.
Но последней «Москве» повезло, в августе 1999 года крейсер вновь вступил в строй. А по итогам 2016 года гвардейский ракетный крейсер «Москва» возглавил список лучших кораблей Черноморского флота. Проклятие имени было наконец снято?