Оккультист, хиромант, астролог, писатель-фантаст, профессор Александр Васильевич Барченко – один из самых таинственных деятелей альтернативной науки начала XX века. Много лет его трагическая судьба и учение были забыты, но в начале 90-х годов о нем заговорили, вновь возник жгучий интерес к его поискам и учению.
В начале прошлого века увлечение мистицизмом захватило практически все круги общества. Даже среди крестьян как грибы росли экзотические секты. Не избежал этого модного течения и Александр Барченко, но, в отличие от многих, эзотерические опыты и поиск древних знаний стали его призванием на всю жизнь.
Он увлекся конспирологическими теориями во время учебы в Университете, где изучал медицину. Долгое время жил случайными заработками, открыл в провинции салон хиромантии, но прогорел. Затем стал публиковать фантастические романы, которые обрели большую популярность. Сюжет романов весьма любопытный: герой ищет древние знания в Гималаях, проходит испытания и посвящение, после чего поучает тайные знания от Махатм.
Помимо писания романов Барченко изучал паранормальные способности человека, ставил опыты по передаче мыслей на расстоянии. Он, якобы, даже изобрел особый шлем, усиливающий телепатические способности. Об этом тоже много писали газеты еще до революции. Но именно революция позволила Барченко воплотить в жизнь существенную часть своих мечтаний.
Начав карьеру в послереволюционной России, в качестве лектора на Балтийском флоте, вскоре он сумел найти контакты с Институтом мозга, возглавляемого академиком Бехтеревым. Опыты Александра Барченко заинтересовали великого ученого. Вскоре, институтом была организована знаменитая экспедиция на Кольский полуостров, где, по мнению Барченко можно было отыскать следы Гипербореи – цивилизации, обладавшей невиданными технологиями и погибшей от всемирного катаклизма в глубокой древности.
Правда, поиски мифической страны не были целью института, – Барченко был отправлен на Крайний Север, для исследования загадочного заболевания «мерячение» называемого также арктической истерией. Заболевание поражало как местных жителей – лопарей и саамов, так и пришлых и проявлялось обычно во время шаманских обрядов. Это был массовый психоз, схожий с эффектом зомби. Пораженные им люди впадали в транс, бессмысленно бормотали и безоговорочно выполняли любые команды.
Группа Барченко проводила исследования в течение двух лет. Загадку мерячения раскрыть так и не удалось, поэтому Барченко пришлось вскоре покинуть институт мозга. Зато, по мнению конспирологов, ему удалось найти следы древней цивилизации.
В чем они проявились? В гигантском наскальном изображении некоего Старика (по саамски – Куйва), которому поклонялись жители полуострова. Фигура эта возвышалась над Сейдозером, к которому вела просека, напоминающая тракт из-за каменных плит, выходивших на поверхность дерна.
Место это считалось священным и попытки переплыть озеро не увенчались успехом – лопари наотрез отказывались помочь ученым. Зато местные жители показали им один из подземных ходов, проникнуть в который тоже не удалось. Во-первых он был завален землей, во-вторых у входа в подземелье многих охватил мистический ужас, что было сочтено верным признаком присутствия высших сил. В ходе экспедиции также были найдены – каменные глыбы-жертвенники, и иные святилища северных народов. Все находки по возвращению, были объявлены следами допотопной цивилизации. «Красная газета» от 19 февраля 1923 года писала: «Проф. Барченко открыл остатки древнейших культур, относящихся к периоду, древнейшему, чем эпоха зарождения египетской цивилизации».
Вернувшись с Крайнего Севера, Барченко вскоре сблизился с чекистами, среди которых был и Яков Блюмкин, который тоже увлекался мистикой. Ученому предложили сотрудничество с ГПУ НКВД, спецотдел которого занимался исследовавшим паранормальных явлений. Барченко возглавил лабораторию, специализирующуюся на изучении неконтактного воздействия на психику человека. Именно ГПУ финансировала экспедиции ученого в Крым и на Алтай, где он искал следы древних прародителей человечества и таинственную Шамбалу.
Кроме того Александр Барченко основал тайную оккультную организацию «Единое Трудовое Братство», в ряды которой входил даже такой видный чекист как Глеб Бокий. На собраниях общества изучалась некая Древняя наука «Дюнхор». Создание тайной организации и стало причиной гибели энтузиаста альтернативной науки. Сначала был арестован Глеб Бокий, а вскоре и остальные члены «Братства» вместе с его главой, который был арестован 22 мая 1937 года.
Александра Барченко обвинили в создании «масонской контрреволюционной террористической организации «Единое Трудовое Братство» и шпионаже в пользу Англии». Кроме того, прозвучали обвинения в связях с троцкистом Блюмкиным, которого к тому времени расстреляли, и в разбазаривании на шарлатанские опыты государственных денег.
Приговор был приведен в исполнение 25 апреля 1938 года.
Среди конспирологов популярно мнение, что перед расстрелом чекисты заставили ученого записать все, что он успел узнать о тайнах древних цивилизаций и паранормальных способностях человека. Рукопись эта бесследно пропала в архивах НКВД.