В большинстве культур и верований пещерам отводился сакральным смысл, в них жили отшельники и ведуны, максимально близко соприкасаясь с природой. Устраивались жертвенные алтари, строились целые храмовые комплексы, поражающие воображение современных людей. Такими строениями оказались пещеры Аджанты, расположенные в дебрях Индии.
Обнаружение пещер произошло случайно. В 1819 году компания британских военных решили устроить себе экзотическую охоту и отправились выслеживать тигров. Каково было удивление, когда британец с банальным именем Джон Смит наткнулся на большую статую Будды. Осмотрев окрестности, взору предстал удивительный пейзаж.
В скале базальтовой породы в форме подковы были вырыты помещения и объединены одной тропой. Окрестности представляли собой дикие заросли. Было ясно, что странная находка была заброшена.
Вскарабкавшись на скалу и попав внутрь, охотники оказались в уникальном месте с колоннами, статуями и древней росписью. В одном из залов они наткнулись на огромную молящуюся статую Будды. Д.Смит решил написать на ней своё имя, показав всем, что именно он тот европеец, который первым шагнул в древний храм.
История храмово-монастырского комплекса
История пещер начинается во II в. до н. э. Монахи буддисты, которые относили себя к школе Хинаяна, что означает «Малая колесница», проповедовали сдержанность и равнодушие к роскоши. Но когда в IV в. н. э. на их место пришли буддисты школы Махаяна «Большая колесница», они уже предпочитали больший комфорт и окружали себя роскошью.
Они же вырубили в скалах дополнительные помещения и обильно украсили их резьбой и росписью. Это объясняет, что более старые комнаты намного сдержаннее, чем те, которые создавались намного позже.
Постройка пещер закончилась в VII в. н. э. Строительство длилось более семи столетий. Наиболее интенсивное строительство велось в конце V — первой половине VI в. н. э. В это время были созданы самые прекрасные образцы росписи и статуй Аджанты.
Монахи жили в этих местах предположительно до XI — XIII вв. Уйти их вынудил спад интереса к Буддизму и активное возрождение индуизма и ислама.
Уникальные росписи, фрески и статуи
Всего храмовый комплекс насчитывает 29 комнат. Все они были пронумерованы в 1844 г. британским военным и художником Робертом Гиллом, по принципу домов на улице с запада на восток:
- 5 чайтьи, что переводится как «молельня»;
- 24 вихары, переводятся как «жилище, обитель», служили кельями для монахов.
Находкой заинтересовалось английское просвещённое общество, в то время как индийские власти проигнорировали новость. Именно британцы направили экспедицию в центральную часть Индии.
Глазам учёных предстала великолепная историческая энциклопедия человеческой жизни. На фресках и в статуях запечатлевали не только жизнь богов и царственных особ, но и обычных жителей из бедных каст, уделяли внимания и плотским желаниям. Буддисты не видели греха в том, чтобы запечатлеть красоту человеческих тел и их единения.
Как учили служители культа: «Будда — не Бог, а учитель, живший среди людей», отсюда и сюжеты простой жизни.
На то, чтобы запечатлеть всю красоту древности у Р. Гилла, ушло 20 лет жизни, он был просто влюблён в это искусство. И горько сожалел, что время, влажный климат и мародёры уничтожили много произведений, соскребая варварским способом краску со стен, и навсегда уничтожая творения монахов.
Проклятья пещер
Местные жители враждебно отнеслись к вторжению англичан в святое место. Они уверяли, что боги накажут их за нарушенный покой:
- Эти слова пришлось вспомнить капитану Роберту Гиллу. После колоссальной работы длиной в 20 лет по копированию фресок, он показал свои труды на своей родине в Хрустальном дворце. В 1866 году во время выставки случился пожар, в котором погибли все труды художника. Гилл нашёл в себе силы вернуться в Индию и начать всё с самого начала. Там художник и умер от неизвестного заболевания. Его похоронили рядом с местом, которому он посвятил половину своей жизни и в которое был искренне влюблён.
- Вторую попытку выставить картины из Аджанта совершил бомбейский искусствовед Джон Гриффитс. Совместно со своими учениками в 1885 году, в Лондоне, он выставил 300 полотен из святых пещер. Произошёл пожар, и большая часть произведений была уничтожена.
- Имеется история очевидца, который, находясь в храме, подобрал камень. И уже на выходе у него появилось огромное желание пройтись по комнатам пещер, полюбоваться красотой и историей древнего места. Это продолжалось довольно долго. Только когда турист достал камень, и вернул его на место, смог покинуть храм.
Большая загадка Аджанты — это светящаяся краска. Она вбирает в себя солнечный свет, а потом излучает его в темноте. Но самое удивительное, как монахи смогли расписывать стены в абсолютной мрачности пещер.
Есть несколько вариантов:
- использовали отражение солнечного света от белой ткани;
- прибегали к помощи отполированных листов металла.
Оба эти варианта — только предположения.
Храмовый комплекс является наследием Юнеско, и охраняется индийским государством.
Пока памятник древности стоял заброшенный, утратилось много уникальных, и, к сожалению, не подлежащих восстановлению фресок, узоров и статуй. Каждое произведение несло в себе смысл и частичку эпохи.
Любой желающий может посетить Аджанту и убедиться в великолепии и масштабности этого строения.