Строительство Тадж-Махала (дословно с персидского языка переводится как «Корона Моголов») было связано с именем красавицы – Арджуманд Бано Бегум, или Мумтаз – «царицы души».
В 200 километрах от столицы Индии Дели на высоком берегу притока Ганга – Джамны – стоит пятикупольный мавзолей Тадж-Махал. Белокаменное сооружение удивляет и восхищает своими совершенными пропорциями, изящной мозаикой из цветных драгоценных и полудрагоценных камней, искусной резьбой.
Тадж-Махал – это целый комплекс зданий. Тадж – белый, а вокруг крепость и минареты из красного песчаника. Мавзолей имеет абсолютные пропорции: по основанию и высоте – точный квадрат, каждая сторона которого равна 75 метрам. К Тадж-Махалу тянется несколько дорожек, между ними в бассейнах вода, в ней отражается сначала весь мавзолей, а по мере приближения – отдельные его детали.
Над созданием индийской жемчужины трудились местные архитекторы вместе с художниками из Дамаска, садоводами из Константинополя и Самарканда. При создании интерьера, внутренней отделки мавзолея, мастера использовали самые лучшие сорта белого, изредка жёлтого и чёрного мрамора, перламутр, яшму, агаты, изумруды, аквамарины, жемчуг и сотни других камней.
ЦАРИЦА ДУШИ
Арджуманд Бано Бегум было всего 19 лет, когда она стала второй женой принца Гурама (будущего Шаха-Джахана). И хотя у принца было ещё несколько жён и множество наложниц, Мумтаз завоевала сердце своего мужа и безраздельно владела им до конца его дней. Это была любовь необыкновенно романтическая и поэтическая. Мумтаз была не только самой любимой женой, но и самой верной его сподвижницей с тех бурных времён, когда принц Гурам скитался по свету, преследуемый своим отцом Джахангиром, когда добывал свой трон в жестокой борьбе со своими братьями. В 1627 году Гурам, одержав над ними окончательную победу и захватив отцовский трон, принял титул императора, Шаха-Джахана – «повелителя мира». Мумтаз, наконец, стала царицей Индии.
Шах-Джахан обожал свою супругу и всякий раз оказывал ей почести, устраивал в её честь пышные приёмы и грандиозные праздники, без неё не начиналась сколько-нибудь важная церемония, не принимался ни один государственный акт. Мумтаз присутствовала на заседаниях государственного совета, её мнение почти никогда никем не оспаривалось.
Сохранился портрет царицы, написанный её современником. Нарушив один из строжайших запретов ислама – рисовать портреты животных и людей, неизвестный художник искусно передал красоту Мумтаз, белолицей персиянки, жемчужины Востока.
Счастливая совместная жизнь прервалась внезапно. Весной 1636 года Мумтаз внезапно заболела: перед смертью она обратилась к мужу с просьбой позаботиться об их старшей дочери Джаханаре Бегум и взяла с него клятву – построить гробницу, достойную их любви, их совместной девятнадцатилетней супружеской жизни. Смерть Мумтаз потрясла Джахана.
БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ ДВОРЦЫ
Овдовевший, он повелел строить небывалый по красоте мавзолей. Шаху было представлено множество разных проектов, авторами которых были лучшие из лучших зодчих Востока. Из них он выбрал проект, созданный индийским архитектором Истадом Ханом Эфенди. Вслед за этим в Агру была согнана двадцатитысячная армия строителей: каменщиков, гранильщиков мрамора, ювелиров и разнорабочих. Мрамор привозили из Макраны близ Джайпура, песчаник из Сикри, самоцветы из Индии, Афганистана, Персии и Центральной Азии.
Весь комплекс мавзолея создавался в течение двадцати двух лет. Выполнив наказ «царицы своей души», Джахан приступил к новой, не менее грандиозной стройке – точно такому же мавзолею, но только из чёрных пород мрамора, для самого себя – на другом (левом) берегу реки Джамны. По замыслу шаха оба мавзолея, словно супружеские покои, должны были соединиться высоким кружевным мостом из чёрных и белых пород мрамора. Уже начались подготовительные работы, однако этому плану, к сожалению, не суждено было сбыться.
Пока Шах-Джахан занимался постройкой новой гробницы, его сыновья воевали между собой. Одержав победу над братьями, один из них – Аурангзеб – в 1658 году захватил власть, убил братьев, арестовал отца и заточил его в Красном форту под надёжной охраной вместе с его любимой дочерью Джаханарой Бегум. Последние годы своей жизни Шах-Джахан провёл в мраморном дворце, который им был построен когда-то для Мумтаз, откуда он постоянно мог видеть Тадж-Махал. Здесь он и умер 23 января 1666 года. Выполняя последнюю волю своего отца, Аурангзеб на следующий же день приказал перевезти его тело в Тадж-Махал и без всяких церемоний и почестей похоронить рядом с Мумтаз.
НЕРАЗГАДАННЫЙ СЕКРЕТ
Мавзолей Тадж-Махал стоит один в своей невыразимой красоте на берегу голубой Джамны, отражающей его чистый, горделивый облик. Он предстаёт неким видением из другого, лучшего, более чистого мира. По словам русского философа Петра Успенского, побывавшего в Индии в начале XX столетия, «у Тадж-Махала есть некий секрет, который чувствуют все, но никто не может дать ему истолкования».
«Тадж-Махал притягивает к себе, как магнит, – рассказывает наш современник, историк и путешественник, В. Руднев. – Можно часами стоять и всё смотреть и смотреть на это диво, на этот сказочный призрак, возносящийся в бездонное лазурное небо. Освещённость Тадж-Махала меняется, словно мираж. Он светится изнутри, меняя оттенки в зависимости от положения солнца: то вдруг становится светло-розовым, то голубоватым, то нежно-оранжевым. Ночью, при луне, на фоне чёрного неба он выглядит ослепительно-белым. Только подходя совсем близко, замечаешь, что он весь в тончайших узорах, вытканных по белому мрамору, мраморные блоки инкрустированы самоцветами и как бы просвечиваются насквозь, излучая мерцающий свет».
Ослепительной белизны стены мавзолея покрыты мозаикой – гирляндами цветов из драгоценных камней. Ветки белого жасмина из перламутра переливаются с красным гранатовым цветком из сердолика и деликатными усиками виноградной лозы и жимолости, а нежные олеандры выглядывают из роскошной зелени листвы. Каждый листик, каждый лепесток – отдельный изумруд, яхонт, жемчужина или топаз; иногда таких камней насчитывается до ста штук для одной веточки цветов, а подобных этой ветке – сотни на панелях и решётках Тадж-Махала!
СМЕРТЬ НЕ РАЗДЕЛИЛА
В центральном зале мавзолея стоят два саркофага, изваянных из бело-розовых пород мрамора, украшенных растительным орнаментом. Это кенотафы умерших, символические проекции тех, кто находится в самой нижней части мавзолея. Там, в подземном сводчатом помещении царит сумрак. Обе гробницы с останками царственных супругов, Мумтаз и Джахана, как ширмой окружены беломраморной резной оградой высотой около двух метров, украшенной сказочными цветами – красными, жёлтыми, синими, вместе с зелёными гирляндами, сплетениями мраморных листьев и цветов.
В чём заключается сила впечатления, производимого Тадж-Махалом? Откуда проистекает непреодолимое воздействие на всех, кто его видит? На эти вопросы пытался ответить ещё Пётр Успенский: «Ни мраморные кружева, ни тонкая резьба, покрывающая его стены, ни мозаичные цветы, ни судьба прекрасной царицы – ничто из этого само по себе не могло произвести такого впечатления. Должно быть, причина заключается в чём-то другом. Однако что-то в Тадж-Махале меня очаровывало и приводило в волнение. … Мне казалось, что загадка Тадж-Махала связана с тайной смерти, т.е. с той тайной, относительно которой, по выражению одной из Упанишад, «даже боги сначала были в сомнении». Над гробницей, где лежит тело царицы горит огонёк. Я почувствовал, что именно здесь таится начало разгадки. Ибо свет, мерцающий над гробницей, где лежит её прах, этот свет… есть маленькая преходящая земная жизнь. А Тадж-Махал – это будущая вечная жизнь».
МЕСТО ПАЛОМНИЧЕСТВА
Создание Тадж-Махала восходит ко временам завоевания Индии мусульманами. Внук падишаха Акбара Джахан был одним из тех завоевателей, которые изменили лицо огромной страны. Воин и государственный деятель, Джахан был вместе с тем тонким знатоком искусства и философии; его двор в Агре привлекал к себе самых выдающихся учёных и художников Персии, которая в то время была центром культуры всей Западной Азии.
Сын Джахана Аурангзеб («краса престола», 1665-1706 гг.) ничем не походил на своего отца. Он был суровым, замкнутым и аскетически-религиозным монархом. Ещё будучи принцем, он неодобрительно относился к бесполезной и разорительной, как он считал, деятельности своего отца. Всю свою долгую и беспокойную жизнь Аурангзеб провёл в военных походах, направленных на то, чтобы сохранить власть над империей.
Аурангзеб поднял против отца мятеж, обвинив его в том, что он истратил на мавзолей все доходы государства. Он заточил бывшего повелителя в подземную мечеть в одном из внутренних дворцов крепости Агры. В этой подземной мечети Шах-Джахан прожил семь лет; почувствовав приближение смерти, он попросил, чтобы его перенесли в так называемый Жасминовый павильон в крепостной стене, в башню кружевного мрамора, где находилась любимая комната царицы Арджуманд Бано. Там, на балконе Жасминового павильона с видом на Джамну, откуда виден был стоящий поодаль Тадж-Махал, Шах-Джахан скончался.
Такова краткая история Тадж-Махала. С тех пор мавзолей царицы Мумтаз пережил много превратностей. Во время войн, которые продолжались в Индии в XVII и XVIII столетиях, Агра многократно переходила из рук в руки и часто оказывалась разграбленной. Завоеватели сняли с Тадж-Махала большие серебряные двери, вынесли драгоценные светильники и подсвечники, сорвали со стен орнаменты из драгоценных камней. Однако само здание и большая часть убранства остались нетронутыми. Ныне Тадж-Махал восстановлен и тщательно охраняется.
Но сегодня Тадж-Махал частично оделся в строительные леса из-за того, что на стенах появились трещины. Мраморный Тадж-Махал весит многие сотни тысяч тонн. Огромная масса давит на почву, и она постепенно оседает. За прошедшие века в результате смещения почвы мавзолей наклонился в сторону реки, хотя простым глазом это незаметно. Когда-то многоводная Джамна подходила вплотную к зданию, но затем река обмелела и отступила. Это последнее обстоятельство изменило структуру почвы и тоже повлияло на устойчивость мавзолея. Теперь решено высадить деревья на берегу Джамны с тем, чтобы прекратить эрозию почвы.