Этот замок расположен недалеко от Махова озера в Северной Чехии в 65 км от Праги. В его окрестностях многие боятся оказаться даже днем. По преданиям, именно здесь находится вход в ад. Известный чешский историк Августин Седлачек писал о нем: «На высокой горе стоял старинный замок, знаменитый не только своими постройками, но и живописным расположениеми тайной, его окружающей».
Согласно истории, град Гоуска был заложен в период с 1270 по 1280 г. Пржемислом Oтакаром II и является одним из самых cтaрыx чешских замков. Крепость была построена на месте еще более старого, деревянного града, построенного в IX столетии воеводой Славибором для своего сына Гоусека. Oтсюда, собственно, и пошло название града.Историков мучает вопрос: зачем вообще был построен этот замок? Он находится на территории, не имевшей никакого стратегического значения для государства, не являлся королевской резиденцией и был построен в абсолютно пустынном месте, поблизости которого даже не было источников воды.С давних пор местные жители обходили стороной песчаниковую скалу посреди великолепнейших Крконошских лесов, из расселины в которой вырывались зловонные испарения и слышны были стоны и жуткие крики, а в лесах то и дело появлялись странные существа — то ли уродливые звери, то ли создания ада. Напуганные жители пытались засыпать расселину камнями и ветками, но и через несколько лет, когда во всей округе даже булыжника было не найти расселина оставалась такой же бездонной. Три года потребовалось тогдашнему владельцу замка Гоуска Яну-младшему Вартенбергу, чтобы все-таки закрыть адское отверстие. А на этом месте поставили дворцовую часовню, которая и по сей день является одной из самых таинственных в Центральной Европе.
Вся эта чертовщина надоела правителю, который и решил запечатать вход в ад, построив на этот месте прочный замок. Предполагается, что в замке хранилось нечто, что должно было быть тщательно спрятано от постороннего глаза. Легенда же гласит, что град Гоуска был построен на скале,под которой расположен вход в пекло. Под самим замком якобы есть множество подземных ходов, которые ведут в ад. По преданиям, существовали врата, которые открывали путь в таинственное подземелье. А вот о том, где именно были эти врата,сведений не сохранилось. Согласно одной версии, врата возвышались недалеко от замка, там, где ранее стоял небольшой костел в стиле барокко. Другая версия утверждает, что врата в ад находились в самом замке, и до сих пор они скрыты под полом молельного зала. Поэтому не случайно люди, зашедшие в молельную,чувствуют себя плохо, многие даже теряют сознание,а собаки вообще напрочь отказываются туда заходить. Местные легенды рассказывают, что на месте замковой часовни в средние века находилась та самая легендарная расселина – вход в пекло. После того, как засыпать ее не удалось, Адские Врата решили запечатать самым надежным способом – с божьей помощью. На стенах молельни сохранились остатки фресок XIV века (они считаются художественной ценностью европейского значения), которые не вполне типичны для церкви. Они изображают мистические фигуры архангелов Михаила и Гавриила – архистратигов, предводителей небесной армии «воинов света», борцов с «ангелами тьмы».
По другой версии вход в пекло вел через колодец во дворе замка. Когда-то давно, одни из хозяев замка решили узнать, что находится на дне колодца и уговорили осужденного на смерть туда спуститься, пообещав освобождение. Человека обвязали веревкой и опустили на глубину. Подняли его оттуда поседевшим от ужаса, трясущимся и без конца повторяющим, что он видел дьявола. Через несколько дней он умер. Колодец засыпали по мере возможности и заложили плитами.
Еще одна версия утверждает, что в ад можно попасть по многочисленным и разветвленным подземным ходам, ведущим из замка, но проверить это невозможно, так как от греха подальше все они давно замурованы.Короче говоря-все легенды гласят о том,что зло запечатано под этим замком и всегда может вырваться наружу.Главная историческая ценность чешского замка Гоуска, конечно, часовня со своими уникальными для европейских замокв фресками. До сих пор нет ответов на вопросы,что тут правда-а что вымысел. Почему на стенах часовни изображены архангелы Михаил и Гавриил — в христианской мифологии главные борцы с дьяволом? И почему так много изображений странных существ — наполовину людей, наполовину львов? Сохранилось письмо Вацлaва Гайека из Аюбочан,жившего в xv столетии. Он писал своему брату Эдуарду:«Я шел по лесу, недалеко от града Гоуска. Вдруг под градом треснула скала, образовалась дыра, и из дыры этой стали показываться злые духи и превращаться в животных.»На стенах замковой часовни можно увидеть средневековые картины изображающие главным образом архангела Михаила. Их датируют началом 14 века. Но и освященные фрески не могут полностью удерживать адских существ — люди рассказывали о странных призрачных процессиях людей, связанных цепью и огромных черных собаках, охранявших процессию. В одном месте часовни можно увидеть частично почерневшую плитку — словно еще сегодня здесь все было окутано адским чадом.
Разумеется, такой замок просто не мог не привлечь внимание нацистов, особо интересующихся потусторонними явлениями и артефактами. Говорят, что здесь проводились какие-то эксперименты, и документы засвидетельствовали странные мистические явления внутри замка. Известна история о том, как уже после окончания Второй мировой войны во дворе замка неожиданно были найдены три скелета, одетых в нацистскую форму- возможно, троим участникам призрачной процессии удалось освободиться, пусть и спустя десятилетия?
В здешних местах с удовольствием бродил почти два столетия тому назад Карел Гинек Маха, выдающийся чешский писатель, поэт-романтик. Рассказывается, что как-то поздним вечером он заблудился в этих живописных местах, добрел к замку Гоуска, и оставшись здесь на ночлег, прожил в замке много ужасных мгновений. Также легенда повествует о том, что именно где-то в замке должен быть спрятана машина времени, позволяющая путешествовать во времени. Маха, якобы нашел и запустил машину времени, даже не ведая, для чего она предназначена. И в мгновение ока очутился в 21 столетии. То, что он увидел, он не смог понять. Затем в повествованиях Махи предстает девушка по имени Дидо, которая ему показала прибор с движущимися картинками (весьма напоминающий по описанию нынешнюю камеру) из 2006 года. Считается, что существует письмо, написанное Махой своему другу. В этом письме поэт описывает шокирующее путешествие во времени.
С течением времени замок пережил многочисленные реконструкции, в результате которых его вид претерпевал изменения от романского стиля до ренессансного.У замка сменилось немало хозяев. Были среди них, к примеру, Гинек Берка из Дубе или Йозев Шимонек, сенатор и президент заводов Шкоды в Плзне. Шимонек приобрел замок в 1924 году.Неповторимость и самобытность замка проявляется во всем его величественном виде, а скала на словно проступает сквозь всю величавую постройку, усиливая впечатление, производимое замком.После войны замок был национализирован, и новые владельцы замка планировали его использовать в качестве ночного санатория. Но, к счастью, этим планам не суждено было реализоваться. В 1990 году замок в весьма запущенном состоянии был снова возвращен во владении потомкам Йозефа Шимонка. Они его отреконсруировали и в 1999 году замок был открыт для общественности. И несмотря на то, что о замке сложено немало темных и таинственных легенд, его интерьер производит довольно приятное и оптимистичное впечатление.
В часовне и по сей день проводятся обряды бракосочетаний. «Если кто-то и собирается в ад, то пусть эту возможность получает из первых рук», — комментировал заключаемые здесь браки смотритель. Часовню охраняет, как говорит легенда, таинственный черный монах без лица.
В 2013 году в замке Гоуска была неожиданно найдена тайная келья, вырубленная в примыкающей к замку скале. Ученые считают, что эта комнатушка была здесь сделана еще при постройке замка. Один из археологов сообщил, что в келье находятся фрагменты старинной керамики. Что еще обнаружили, пока неизвестно, сюда пока не впускают туристов.
И все-таки…Конструкция замка как бы направлена на отражение нападения изнутри,и цель его постройки не дают покоя археологам, парапсихологам и ученым и в прошлом, и в нашем столетии. Почему строение представляет собой четырехугольник с внутренним двором, но спроектированным так, как будто угрозы он ждет не извне, а изнутри? Маленькие балкончики «смотрят» внутрь, а стены испещрены фресками, изображающими архангелов, призвание которых заключалось в борьбе с дьяволом…