Их предприимчивость и ошеломительные военные успехи вызывали зависть у главных политических фигур Западной Европы в XII-XIV вв.
Защитники храма
Братство рыцарей-храмовников зародилось в Палестине в первой четверти XII века. Группа французской знати под руководством рыцаря из Шампани Гуго де Пейна и его брата по оружию Годфруа де Сент-Омера в 1118 году обосновалась в Иерусалиме и обязалась мечом и верой защищать безоружных паломников. Хронист Гийом Тирский отметил в своей «Истории деяний в заморских землях», что изначально девять рыцарей стояли у истоков братства. Мотив создания нового духовно-рыцарского объединения был явным: мир в Святой Земле был шатким, экспедиции паломников находились под постоянной угрозой нападения со стороны мусульман.
Король Балдуин II дает приют тамплиерам.
Будущий орден с самого начала формировался как боевая организация государств крестоносцев на Востоке. Иерусалимский король Балдуин II позволил новому братству обосноваться в южном крыле своей резиденции, которая примыкала к храму Гроба Господня (до этого — мечеть аль-Акса). Считалось, что главный штаб рыцарей находился на месте храма царя Соломона. Наименование ордена с латыни (Templum или temple) переводится как «храм».
Постепенно братство рыцарей-храмовников обрастало нужными связями: в 1126 году будущий орден поддержал граф Гуго Шампанский, граф Фульк Анжуйский, а также примерно в это же время на бедных воинов обратил внимание один из главных идеологов движения на Восток — аббат Бернар Клервоский. Во многом, его панегирик «Похвала новому рыцарству» создал тамплиерам образ доблестных защитников христиан и борцов за правое дело.
В конечном счёте, 13 января 1129 году усилиями аббата был созван церковный собор в Труа, на котором римский понтифик Гонорий II дал согласие на формирование нового ордена и утвердил его устав. Чтобы места в новой организации не пустовали, вдохновитель и первый магистр тамплиеров Гуго де Пейен отправился в 1127—1129 годах в поездку по Европе с целью призыва новых добровольцев в ряды защитников храма Гроба Господня.
Тамплиеры.
Структура и устав ордена прекрасно подходил для выполнения его основных функций: оборона границ королевства и расширение подконтрольных крестоносцам территорий, борьба с мусульманскими правителями ближневосточных областей и усмирение местного населения в случае мятежа против власти христиан на Святой Земле.
Тамплиеры стали главной ударной силой Иерусалимского королевства. Даже несмотря на серьёзные поражения от мусульман в 1129 и 1153 гг. под Аскалоном, рыцари Храма слыли отличными воинами, грозными бойцами, которые проводили массу успешных боевых операций. В Святой Земле братство рыцарей-храмовников снискало славу верных слуг Господа и апостольского престола, однако благочестие и дисциплина рыцарей, о которых писали панегиристы и церковники, были, мягко говоря, не на должном уровне.
Миллионеры из монастыря
Алый лапчатый крест на белом полотне — главный символ ордена, который олицетворял верность, служение до крови и борьбу за истинную веру.
Внутренняя организация духовно-рыцарского ордена тамплиеров в целом не отличалась от их коллег по цеху. Как и все члены военно-монашеских организаций, рыцари-храмовники должны были соблюдать устав, вести аскетичный образ жизни, отказаться от мирских благ и посвятить свою жизнь служению Господу и защите интересов папского престола. Бернар Клервоский взывал к тому, чтобы два брата-рыцаря питались из одной миски. Никаких плотских увеселений, громких песен и, боже упаси, шуток и смеха.
Жизнь рыцарей храма Соломона делилась на монастырскую и казарменную. В мирное время братья ордена трудились и ходили на церковные службы. Когда тревожно гудел рог, рыцари перемещались в палаточные лагеря. В боевой обстановке руководство орденом переходило в руки маршала, которого, в свою очередь, выбирал капитул. Туркопол отвечал за вспомогательные части и сержантов, а знаменосец руководил оруженосцами. Храмовники в походах несли все тяготы и лишения службы.
Апостольский престол старался смягчить участь боевых монахов в Святой Земле. Папа Иннокентий II на Пизанском соборе летом 1135 года добился сбора подати в пользу храмовников: все церковные чины (кроме преемника Святого Петра, разумеется) обязаны были платить от 1 марки серебром до 1 марки золотом на содержание ордена. Римский понтифик щедро жаловал рыцарям владения, конфискованные у неугодных ему правителей. Европейские монархи увидели в этом возможность улучшить свою репутацию с помощью богоугодного дела: Людовик VII отменил пошлины и налоги для тамплиеров, подарил им пару мельниц и несколько домов в городе Ла-Рошель. Генрих II Плантагенет, дабы искупить свои грехи, пожаловал ордену Храма около 42 тысяч марок серебром и 500 марок золотом.
Во второй половине XII века образ «бедных рыцарей Христа и храма Соломона» перестал соответствовать реальности. Злоупотребление привилегиями заметно развратило некогда небольшое, но сплоченное братство защитников Храма. Грабежи караванов, спекуляция и даже подкуп (тамплиеров обвиняли в предательстве во время осады Дамаска в 1148 году) — дурная слава преследовала рыцарей до распада их ордена.
Развлечения тамплиеров.
Тамплиеры создали мощную и эффективную банковскую систему по всему Средневековому Западу, вели бухгалтерскую документацию, занимались перевозкой паломников в Святую Землю, приобретали недвижимость и давали крупные кредиты первым лицам европейских государств. На юге Франции, в Париже и Лондоне дома братьев-храмовников превратились в своеобразные бизнес-центры. Будучи искусными дипломатами, рыцари Храма успешно вели переговоры с противником и решали сложные вопросы с европейской знатью. Не имея достаточно средств, в 1191 году английский король Ричард I Львиное Сердце продал тамплиерам остров Кипр.
После потери контроля над Иерусалимом духовно-рыцарские ордена оставались единственной и влиятельной силой на христианском Ближнем Востоке. Пальма первенства принадлежала тамплиерам.
С Кипра — на костёр
В XIII веке орден Храма находился на пике финансового могущества. Несмотря на потерю главной твердыни в Святой Земле крепости Акры в 1291 году, тамплиеры прекрасно чувствовали себя и в европейских городах. На протяжении ста лет они участвовали в ряде светских и церковных интриг, боролись с императором Фридрихом II Гогенштауфеном и даже пытались отразить монгольское нашествие под Легницей.
В 1293 году пост магистра ордена занял Жак де Моле, который грезил о возвращении утраченных земель на Ближнем Востоке. Поиски поддержки привели магистра к римскому папе Клименту V и французскому королю Филиппу IV Красивому. Магистр попал не совсем по адресу. Монарх якобы опасался заговоров, которые творили тамплиеры в Европе. Расправа с орденом была хорошим поводом для государя избавиться от долга и приумножить количество денежных средств в казне. Храмовники крепко обосновались во Франции и организовали целую ростовщическую сеть с жёсткими органами контроля за должниками.
Филипп IV в начале XIV века стал инициатором знаменитого «Авиньонского пленения» римских пап. Таким образом монарх имел защиту «анти-папы», которая развязала ему руки по отношению к рыцарям-храмовникам.
Сожжение тамплиеров.
В 1307 году именем Святой инквизиции начинаются повальные аресты французских храмовников. Церковный суд рассмотрел показания свидетелей, которые видели в рыцарях слуг дьявола и извращенцев. Жестокие казни и пытки продолжались около года, пока верховный понтифик не приостановил деятельность инквизиции. Но французский король и его сторонники надавили на папу и продолжили расправы над орденом. Многие члены духовно-рыцарского братства сознавались в грехах, имущество тамплиеров подлежало конфискации практически по всей Европе. В 1314 году магистр ордена Жак де Моле был казнён. Братья-рыцари, которые успели уйти от преследования, смогли обосноваться в Шотландии и Португалии. Таков был конец, пожалуй, самого влиятельного и могущественного духовно-рыцарского ордена в Западной Европе.