Среди множества разных эпидемий, выкашивавших население Европы последнюю тысячу лет, «танцующую чуму» можно назвать самой загадочной и странной. Несколько веков этот мор преследовал людей, то отступая, то вновь появляясь ниоткуда и собирая свою жатву. Человек, ставший жертвой этого недуга, начинал танцевать как заведенный и не останавливался пока не падал без сил или не умирал от остановки сердца.
Первый официально описанный случай «танцующей чумы», или как сейчас говорят — хореомании, произошел в 1020 году в одном из городов Германии. Там группа крестьян, прибывших на рождественскую ярмарку из окрестных сел, отплясывала несколько недель. Они отчаянно молили о помощи, но умирали один за другим, так и не получив ее. Иначе как происками нечистой силы объяснить такое поведение было нечем.
Этот сорванный рождественский праздник принято считать началом эпидемии, которая волнами накатывала на Европу несколько столетий. То там, то тут люди внезапно начинали танцевать, втягивая в безумие новых участников, число которых могло насчитывать несколько тысяч. Иногда пляски дополнялись сексуальными оргиями — непреодолимая похоть одолевала тех, кто сумел избежать смертельной пляски.
Танцы и оргии
Начиналась очередная волна «танцующей чумы» с того, что где-то начинал танцевать один человек. Часто для этого даже не требовалась музыка — просто несчастный начинал испытывать неудержимую потребность отплясывать с максимальной самоотдачей. Вскоре к такому танцору присоединялись родные и друзья, соседи, прохожие на улице, стража на рыночной площади и все, кому не повезло оказаться рядом.
Странная напасть не различала мужчин и женщин, богатых и бедных, молодых и старых. В пляс пускались степенные бюргеры, суровые рыцари и нищие бродяжки. Спастись от танца нельзя было даже за монастырскими стенами — танцевальное поветрие без проблем овладевало даже самыми богобоязненными клириками. Танцем могли быть охвачено от нескольких десятков, до нескольких тысяч несчастных.
Попавшие в объятья странного недуга не просто энергично отплясывали, а вели себя как самые настоящие безумцы. Одни начинали безостановочно хохотать, другие, наоборот, рыдали, а третьи впадали в панику и громко, бессвязно взывали о помощи.
Часто танцы сопровождались непристойностями — выкрикиванием грязных ругательств, неприличными жестами и даже обнажением. В некоторых случаях больные нападали на других несчастных или просто прохожих с целью совокупиться с ними и тогда примеру одного больного следовали другие.
Эпидемия не всегда убивала своих жертв и этим отличалась от чумы. Все зависело от физической подготовки человека и его состояния здоровья. Приступ танцевальной лихорадки мог продолжаться неделю, без перерывов на сон и еду и выжить под действием такой продолжительной нагрузки мог далеко не каждый.
Еще современники отметили, что напасть позитивно влияет на демографические показатели в городах и селах. Во-первых, выжить могли только самые крепкие люди, а во-вторых, оргии, сменявшие танцы, способствовали резкому всплеску рождаемости.
Как мы уже говорили, жертвам хореомании не нужна была мелодия, которая, очевидно, играла у них в головах. Одно время кто-то даже предложил бороться с эпидемией при помощи музыки, сбивая «плясунов» с заданного их болезнью ритма бравурными маршами или, наоборот, романтическими балладами. Из-за этого некоторые очаги болезни походили на рейверские вечеринки.
Что это было?
Бороться с эпидемией пытались самыми различными способами. В первую очередь за дело взялась церковь, которая видела в «танцующей чуме» происки Сатаны. Но ни изгнания бесов, ни массовые крестные ходы и сжигания колдунов не помогали решить проблему. Как и в случае с обычной чумой, напасть можно было остановить лишь, изолировав начавших танцевать, от других, чтобы те не заразились.
Начавшись в XI веке,странная болезнь достигла апогея в XIII-XVI столетиях. Вспышки происходили внезапно, в разных королевствах и княжествах с периодичностью в несколько лет. Наиболее пострадавшими от эпидемии оказались Германия, Голландия, Франция и Италия.
В XVI веке заболеваемость этой хореоманией пошла на спад и в XVII столетии «танцующая чума» исчезла также внезапно, как и появилась. За прошедшие четыре столетия не описано ни одного случая этой болезни и если бы не исторические документы из разных стран, то можно было подумать, что эпидемии были чьей-то выдумкой.
В наши дни ученым остается только предполагать, что могло явиться причиной этой болезни. Большинство специалистов склонно относить «танцующую чуму» к разряду массовых психозов. Было замечено, что эпидемия накрывала Европу в годы, когда были неурожаи, войны и стихийные бедствия. Можно предположить, что танцы стали защитной реакцией человеческой психики на происходящий вокруг негатив.
Сторонники этой версии приводят примеры других массовых психозов, распространенных в Средние века в Европе. Одним из характерных примеров может стать флагеллантство — самобичевание в религиозном экстазе. Порка такого плана настолько увлекала, что бывали случаи, когда верующие забивали сами себя плетями насмерть или закалывали кинжалами.
В пользу психологической версии говорит и то, что если больных изолировать после первых же проявлений недуга, заражение других людей не происходит. Чтобы попасть в объятия этой «чумы», здоровому человеку нужен был визуальный контакт с больными.
Еще одна теория гласит о том, что рейв-эпидемии могли быть вызваны неврологическими заболеваниями, наподобие хореи. Люди, страдающие этим недугом в тяжелой форме часто совершают конечностями конвульсивные движения, напоминающие дикий танец. Именно поэтому хорею раньше называли пляской святого Витта, в честь святого, прославившегося исцелением подобных больных.
Но хорея не создает эпидемий и вероятность, что в одном месте окажутся не только тысячи, но и десяток человек с такой болезнью, сильно близка к нулю.
Третьей версией, более вероятной, считается религиозная. Возможно, что танцы были связаны с неким неизвестным в наши дни культом, опирающимся на дохристианские традиции. В пользу этого говорит и то, что часто пляски переходили в сексуальные оргии, похожие на древние вакханалии в честь богов. При этом странно, что вдоль и поперек изученная религиозная жизнь средневековой Европы до сих пор скрывает такую тайну.
Возможно, что ни одна их перечисленных версий не отображает реальной природы вещей и нам еще предстоит узнать тайну самой необычной эпидемии в истории человечества. Это может быть важным, ведь люди периодически сталкиваются со странными массовыми недугами, хоть и не связанными с танцами. Хорошим примером может служить эпидемия смеха, охватившая в 1962 году сотни школьников в африканской Танганьике и соседней Уганде.