Никто не знает, в какой тьме веков возник этот город, раскинувшийся у самого южного края великой Сахары, давным-давно ставший неуловимой мечтой и вечной могилой для поколений путешественников. Имя ему – Тимбукту.
В преданиях говорится, что улицы его выстланы золотыми плитами, что там живут 333 Великих Мага, владеющих сокровищами, ценность которых превосходит презренный металл. Это манускрипты, в которых открываются тайны бытия и есть ответы на все вопросы, какие только могут возникнуть у человечества.
Цена желаний
Европейцы об этом чудесном городе впервые услышали в XII веке — от арабских путешественников. Сотни авантюристов хлынули на поиски африканского Эльдорадо. Но ни маска черного загара, ни лохмотья местного тряпья не могли скрыть жадный блеск их глаз. «Хранители дороги золотых колесниц» воины-маги гараманты, не церемонясь, втыкали алчным чужакам в горло нож, душили кнутом, а потом замуровывали в глиняные стены, используя скелеты для опалубки. Целых пятьсот лет Тимбукту оставался для европейцев сладостной легендой!
Первым достичь заветного города удалось англичанину Александру Гордону Лэнгу. С 16 лет служа в английской армии, оккупировавшей Сьерра-Леоне , он немало слышал о золотых караванах, и жаждал найти Тимбукту. В 1825 году Лэнг возглавил экспедиционный отряд. Дорого же британец заплатил за свою мечту! Целый год со своими людьми прорывался он сквозь пески Сахары и оказался единственным, кто уцелел в схватках с племенами гарамантов. Получив три сабельных удара по голове, пулю в бедро, нож в шею и спину, он все-таки достиг своей цели. Что он делал в Тимбукту, где скрывался, остается загадкой. Примкнув к торговому каравану, он попытался вернуться домой, но на обратном пути был убит.
Спустя несколько лет, в Тимбукту, переодевшись арабом, проник французский авантюрист Рене Кайе. Но сразу же был разоблачен и с ножом в ребре замурован в ограде мечети.
Самым удачливым оказался Генрих Барт, подготовившийся к опасной экспедиции с истинно немецкой педантичностью: он выучился говорить по-арабски без акцента, в тонкостях овладел не только искусством одеваться, как местные жители, но даже есть и заниматься любовью, как принято в тех краях. Оставаясь не- узнанным, Барт прожил в Тимбукту несколько лет, составив отчет о своем путешествии. В этом отчете Тимбукту предстает пыльным, обнищавшим городком, наполовину занесенным песком.
Как же так? Почему арабские путешественники на протяжении веков описывали его как средоточие сказочного богатства и великого разума, а европейцы увидели только пыль и запустенье? Какой же он на самом деле, этот таинственный Тимбукту?
Город-призрак
Давно уже путников, направивших свои стопы в Тимбукту, никто не убивает и не преследует. Десять дней мы сплавлялись по великой африканской реке Нигер из столицы Мали – Бамбако в сторону бухты Тимбукту. Легендарный город действительно оказался серым и неприютным. Не золото, а песок сплошным ковром выстилал его пустынные улицы. Прямо на воздухе, тут и там дымятся большие глиняные печи коническорй формы, в которых закутанные до глаз хозяйки выпекают пресные лепешки. Единственным украшением города оказались две мечети, которые еще в 1325 году воздвиг паломник из Марокко Канхан Мусса. Время постоянно разрушает их, но глины тут много и реставрация этих причудливых лепных сооружений методично идет веками, не прекращаясь ни на один день. Вот и все ценности Тимбукту?
В поисках истины
Полные разочарования, мы бродили по узким пропыленным улочкам этой, по сути, большой деревни, и были несказанно рады, когда местные «туареги» предложили отправиться на экскурсию в их лагерь, расположенный неподалеку.
Истинных туарегов в Сахаре осталось очень мало. Они обособленно живут в потаенных уголках пустыни, избегая встреч с иноземцами. В Тимбукту туарегов нет. Зато есть спрос на них. В бойких местах, где много туристов, раскинулись стоянки племен белла, иуллемеден, берберов и других, охотно изображающих туарегов.
Мы попали в племя малинке. Когда-то их предки были земледельцами и охотниками саванны, ныне захваченной песками Сахары. Земледельцы ушли от на юг, туда, где еще можно выращивать дурру, маниоку и хлопок. А вот охотники и певцы-сказители, которых называют гриоты остались на земле своих предков. Именно гриоты совершенно неожиданно приоткрыли завесу над тайной сокровенного города.
…Знаете, как дьявол отомстил человеку за то, что он последовал за Богом, а не за ним? Вдохнул в желтый металл особое заклятие, пробуждающее к золоту пагубную страсть. И не ошибся: заклятие сработало. Люди, словно обезумев, стали «гибнуть за металл». Потому так рьяно воины-маги гараманты на протяжении тысячелетий охраняют золотой запас человечества, спрятанный там, где стоит город Тимбукту. (Арабский путешественник Абу Бекр Ахмад аль-Хамадани (IX век) сообщал, что в странах Гана и Мали, золото «растет», как морковь и его собирают вдоль реки на восходе солнца). Украденное золото хоронили вместе с телами тех, кто осквернил себя непомерной страстью к его обладанию. Не случайно именно в месте средоточения золота поселились 333 Великих учителя, ведающих всю мудрость мира. И не случайно золото, которым выстланы улицы легендарного
Тимбукту, попиралось ногами мудрецов.
Ибо разве может презренный металл сравниться с мощью просветленного человеческого духа?
За многие века ни один из путешественников не пришел в Тимбукту, чтобы испросить знаний. В конце концов Учителя приняли решение скрыть золото от глаз, застланных алчностью. Именно для жаждущих материального богатства и был создан двойник Тимбукту, город, в котором может побывать каждый, ведомый жаждой наживы. Но вместо золота под его ногами будет песок.
Когда я спросил старика-гриота, Можно ли увидеть настоящий Тимбукту, он повел меня к священным могилам предков, чтобы совершить тасауит — обряд испрошения совета. Отодвинув надгробный камень шуахед, испещренный множеством неизвестных знаков, сказитель велел мне лечь в холодный мрак, выпить колдовское зелье борбур и — отдать себя во власть алтинен – духов иного мира. А потом мы вместе с ним поднялись на бархан, и вдали я увидел волшебное сияние. То светилось золото мостовых Тимбукту.
Теперь я точно знаю, что когда спадет проклятие, легендарный город снова станет единственным, восхищая человечество, очнувшееся от дьявольских чар. Но только когда это будет?
Путешественник Александр Редько