Когда-то часы на Спасской башне, да и вообще на Руси были другие.
Причем настолько другие, что за границей их называли «русские».
На циферблате было выделено не 12 или 24 часа, а 17. Вращался в часах циферблат, а не стрелки. Стрелкой служил луч солнца, неподвижно закрепленного в верхней части часов.
При царском дворе всегда служило много иностранцев. Один из них, инженер Христофор Галовей, который неоднократно чинил и перестраивал главные часы в стране, говорил: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно».
Семнадцать часов на циферблате объясняется тем, что время на Руси в те времена отмеряли не так как сейчас.
Учитывались отдельно дневные часы и ночные часы.
После рассвета начинали считать дневные часы, а после заката считали ночные. При каждых часах служил часовщик, который вручную переводил часы к началу отсчета на рассвете и на закате. А так как максимальное количество часов в день бывает только летом и оно не превышает семнадцать, то на циферблате и есть семнадцать делений.
Причем на Спасской башне часы имели два циферблата — верхний и нижний.
Нижний показывал время, а верхний, как видно на картинке выше — был календарем, причем астрологическим, со знаками гороскопа.
Во время правления Петра I, в период перехода на все европейское, часы были заменены на европейский же манер.
Причем установлены они были в верхнее отделение Спасской башни, туда, где был календарь, а нижнее отделение заложили кирпичом.
От тех древних времен, кстати, в русском языке остались следы.
До сих пор мы говорим: «три часа дня», «час ночи» и т.д. Время, конечно имеется другое, но само выражение как раз из тех времен.
И ещё. В те времена время по тем часам измеряли не так как сейчас. Сейчас сначала начинается час, по окончании часа стрелка попадает на нужное деление и мы отмечаем, что наступил такой-то час, начался следующий.
Например — 10 часов, это когда стрелка на 10. После уже идет одиннадцатый час. И когда стрелка доходит до одиннадцати, наступает одиннадцать. Все вроде логично.
Но вот в старинных русских часах было не так.
Сначала час «объявлялся». Т.е. с наступлением рассвета часы звонили один раз, то есть все понимали, что начался первый час дня. Когда звонили два раза — второй час дня и т.д. С наступлением ночи таким же образом обозначались и ночные часы.
И до сих пор в русском языке есть выражение: «который час?» Сейчас мы это понимаем в значении «сколько время?», но раньше это и означало то, что спрашивающий узнавал какой час сейчас идет. Именно час, потому что минут те часы не отмеряли.
Иногда мы произносим или слышим от других выражения, типа: «уже шестой час, а ты на работе» или «ждем тебя второй час», или даже так, со смешением старого и нового «уже первый час — обед скоро».
В этих выражениях спрятано наше прошлое, следы воспоминаний о старом русском времени.