Гладиаторские игры были одним из самых значимых событий в жизни древних римлян. В точности как современные спортивные фанаты, римляне «болели» за гладиаторские школы или за любимого спортсмена. Они тоже писали на стенах «Спартак — чемпион!» (разумеется, только до того момента, как Спартак поднял восстание). Во всяком случае, очень похожие по стилистике надписи на латыни были найдены археологами.
Самым известным гладиаторам на могилах устанавливали дорогие памятники, рисовали их портреты на фресках. При жизни болельщики делали своим кумирам дорогие подарки. Хоть гладиаторы официально считались чем-то вроде живых мертвецов (поскольку изначально гладиатор — заложная жертва духу покойного родственника, ещё с этрусских времён), а по социальному статусу большинство гладиаторов были рабами, но это не мешало римлянам ценить их доблесть на арене Колизея.
Римские модницы использовали мазь, изготавливаемую из масла, которым гладиаторы умащивали своё тело. Считалось, что пот гладиаторов является отличным омолаживающим средством для кожи. А ещё более популярным лекарством была кровь гладиаторов, пролитая на арене. Причём даже кровь самого обычного гладиатора, убитого в поединке, использовалась как средство от эпилепсии. Особо ценилась кровь победителей и самых мужественных бойцов, дорого продавших свою жизнь в битве. Считалось, что сила, здоровье и стойкость убитого перейдут к тому, кто выпил его кровь. Откуда у римлян появились подобные представления?
Сама идея крови, как носительницы жизненной силы человека, очень древняя. Люди с первобытных времён верили, что кровь — это душа человека, и любое кровопускание является потерей частички души. Также они считали, что жизненной силой можно делиться. В «Метаморфозах» древнеримского поэта Овидия приводится рассказ о том, как волшебница Медея вылечила отца Язона, выпустив из него старую кровь и влив в его тело новую, после чего старик помолодел.
Гиппократ рекомендовал питьё крови при многих болезнях, в особенности при психических расстройствах. Римские авторы также упоминают о скифском обычае пить кровь первого убитого врага. В Риме был известен «животворный напиток» из крови молодых рабынь, смешанной с молоком. Но просто кровь, пусть даже и красивой рабыни, по римским представлениям могла лишь сохранить молодость. А вот кровь гладиатора — ещё и исцелить, придать сил и мужества.
Гладиаторские игры римляне позаимствовали у этрусков. Этруски приносили пленных врагов в жертву павшим в бою сородичам. Сперва их просто убивали во время поминальной тризны, а потом стали устраивать бои между обречёнными на смерть пленными или просто рабами. Считалось, что пролитая при этом кровь придаёт силы душе покойного и облегчает ей вхождение в загробный мир. Римляне полностью переняли как сам обычай, так и его трактовку.
Булат Мамлиев