В центральной части озера Байкал, на его западном берегу и напротив самого широкого места, расположен мыс Рытый. Здесь нет никаких поселений. Одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо. До этого места не доходят никакие автомобильные дороги и нет даже тропы по побережью.Местные жители старательно избегают посещений мыса, именуя его проклятым местом, но разговорившись могут поведать много зловещих и загадочных историй, связанных с этой местностью. Стоит добавить, что мыс входит в территорию Байкало-Ленского заповедника, и чтобы высадиться здесь на берег нужно специальное разрешение от администрации заповедника. Заповедный режим территории, в сочетании с местными запретами посещать проклятое место, сделали свое дело — только редкие одиночки осмеливаются заходить вглубь ущелья.
Запретные для посещений местности известны с давних времен в мифологии народов разных стран. У буддистов Монголии это — Агарти, «запрещенная территория в центре Азии, в окружении охранительных песков Гоби». У тантристов Тибета — загадочная и недоступная Шамбала, спрятанная от внешнего мира кольцом неприступных гор. На Памире — широко известная своими светящими НЛО «памирская» аномальная зона. На Урале — Пермский треугольник. На Байкале подобной запретной для посещений людьми зоной является священный мыс Рытый, особо почитаемый как бурятами, так эвенками и тунгусами.
Сакральное значение мыса для местного населения столь велико, что его ставят в один ряд с легендарной Шаман-скалой (мыс Бурхан) на Ольхоне, по древнему преданию считавшейся призрачным дворцом для самого главного и старшего из тринадцати сыновей божественных тэнгриев, опустившихся в незапамятные времена на землю вершить суд над людьми. Стоит особо подчеркнуть, что мифологическая значимость мыса Рытый для непосвященных сегодня менее известна чем, например, знаменитый мыс Бурхан на Ольхоне, но территория мыса Рытый остается запретной для посещения и в наши дни, а значит, по поверью местного населения, духи до сих пор не покинули это место. Ни под каким предлогом ни один из местных жителей не соглашается не только входить в ущелье, но даже высаживаться в этом месте на берег.