Несмотря на длительные исследования, ученым так и не удалось открыть до конца тайну этого прекрасного творения рук человеческих. Дата: приблизительно конец первого тысячелетия до н.э. — начало первого тысячелетия н.э.
Краткая характеристика: стеклянная амфора, изготовленная во времена правления первого римского императора Августа Цезаря. Это — один из известнейших стеклянных сосудов, украшенных художественной росписью, среди всех созданных на протяжении истории человечества.
Как выглядит: ваза изготовлена из кобальтового стекла синего цвета, на фоне которого виднеются непрозрачные белые человеческие фигурки и поэтические образы, а также изображения различных предметов, представленные в виде камеи. Высота вазы составляет около 25 см.
Примерно в начале нашей эры величайшие мастера Древнего Рима усиленно трудились над созданием великолепной стеклянной вазы с изображением на ней умиротворяющих сцен в виде белых фигурок и предметов на контрастном темно-синем фоне. Возможно, здесь стоит упомянуть о том, что работавшие над созданием этой вазы мастера вряд ли могли даже представить себе, что их хрупкое детище будет жить на протяжении многих тысячелетий, сменяя одного за другим своих владельцев, несколько раз будет разбито на мелкие кусочки и старательно восстановлено практически до своего первоначального вида, что оно будет неутомимо исследоваться на протяжении веков многими учеными, пытающимися определить цель его создания и значение изображенных на поверхности вазы идиллических сцен. Однако все эти события являются всего лишь частью того удивительного наследства, которое представляет собой Портлендская ваза, благодаря своей красоте и великолепию остающаяся и в наши дни бесценным художественным произведением для людей всех возрастов.
Технология изготовления стекла появилась на Ближнем Востоке в 2500 — 3000 годы до н.э.; сначала изготовлялись лишь стеклянные бусы и прутки, однако во времена правления Августа люди уже научились делать из стекла высокохудожественные произведения — например, декоративные сосуды. Первые специалисты по обработке стекла открыли несколько способов его получения путем соединения таких основных входящих в состав стекла компонентов, как песок, сода, известь, кремнезем и древесный уголь, однако работы по созданию стекла велись в крайне ограниченных масштабах вплоть до 50 года до н.э. — именно в это время была освоена технология выдувания стекла, ставшая позднее особым видом искусства.
Стеклодувы научились создавать из него высокохудожественные предметы, причем их производство стало значительно дешевле. Другие технологии обработки стекла, например художественная роспись по стеклу или обесцвечивание стекла (здесь следует отметить, что из-за наличия большого количества примесей стекло в древние времена обычно имело оттенок), освоенные мастерами по производству и обработке стекла, позволили им создать многие прекрасные вещи. Возможно, одной из наиболее известных среди них и является как раз Портлендская ваза.
Портлендская ваза представляет собой яркий пример художественной обработки стекла, выполненной в стиле камеи. По всей вероятности, в процессе ее изготовления кобальтовое стекло синего цвета частично опускалось в тигель с расплавленным белым стеклом перед его выдуванием и приданием изделию окончательной формы. Несомненно, желаемые очертания придавались вазе с самого начала, до создания фигурок и изображений различных предметов, которые придают ей особое изящество. В результате на темно-синем фоне были получены белые изображения человеческих фигур и различных предметов.
На Портлендской вазе изображены всего лишь две сцены, каждая из которых занимает ровно половину поверхности окружности сосуда.
На одной из сцен на переднем плане запечатлены мужчина и две женщины, одна из которых — изображенная в центре — опирается рукой на груду длинных и плоских каменных плит, а другая — та, что справа — сидитна узком постаменте из плоских-каменных плит. Мужчина практически полностью обнажен, хотя один конец его одежды свисает у левой ноги, а рука также касается одежды, которая лежит изящными складками у ног женщин. Женщина, изображенная в середине, вальяжно расположилась на длинных плоских камнях рядом с мужчиной, подняв правую руку, согнув ее в локте и положив на склоненную голову. Мужчина слева и женщина справа повернули головы и смотрят на ту, что находится между ними. Слева на заднем плане сцены виднеется один столб; другой, украшенный антаблементом, располагается справа. Позади сложенных друг на друга длинных каменных плит стоит дерево, под которым и расположились для отдыха мужчина и женщина, а вдали справа видна маска — усы, борода и рожки над густыми волосами, которые начинаются от середины головы и ниспадают по бокам лица. Маска подвешена высоко в воздухе.
На другой стороне изображены два мужчины, одна женщина, парящая в воздухе фигурка амура и висящая справа маска; на заднем плане пейзажа виднеются два дерева и сооружение из двух колонн с антаблементом. Один из мужчин, стоящий поодаль слева, совершенно обнажен; его правая ступня чуть выставлена вперед и стоит плоско на земле, в то время как левая располагается чуть позади правой и стоит на пальчиках. Правой рукой мужчина удерживает свисающую одежду; его левая рука сжимает руку сидящей на земле женщины, одежды которой также спускаются к ее вытянутым ногам, а по ее левой руке ползает напоминающее змею создание. Около женщины стоит второй мужчина, вокруг левой руки которого обвиты его одежды. Он повернулся к другим участникам сцены, так что его взор обращен на них. Левая нога мужчины стоит прямо, в то время как правая опирается на небольшой каменный постамент. Правая рука мужчины согнута и опирается локтем на его правую ногу, а подбородок покоится на кисти правой руки. Маска практически совпадает с той, что была описана в предыдущей сцене.
Очевидно, ваза создавалась с определенной целью, и изображенные на ней сцены призваны были поведать окружающим какую-либо историю или передать какое-то сообщение, но какое именно? Подобно любому другому значительному антикварному художественному произведению, при его изучении сразу же возникает целый ряд вопросов. Почему было решено создать данное произведение искусства? Кто является его творцом? Для кого оно было создано? Какое значение имеют изображенные сцены? Какая символика скрывается за ними? Ответы на все эти вопросы требуют достаточно обширных знаний жизни Древнего Римаего людей, культуры и мифологии; однако и в данном случае самое лучшее, что может быть предложено учеными,— это лишь некоторые научные объяснения. Начиная с момента открытия вазы, происшедшего много веков тому назад, ученые усердно пытались найти ответы на все перечисленные выше вопросы и так или иначе интерпретировать изображенные на ней сцены. Эти сцены, несомненно, отражают существовавшие ранее планы по использованию вазы, поэтому большое разнообразие интерпретаций проливает некоторый свет на причины ее создания.
Две сцены, изображенные на знаменитой Портлендской вазе. Одна из величайших загадок вазы заключается в значении изображенных сцен. Что скрывается за этими изображениями-жизнь? Смерть? Или какие-либо вымышленные представления? Несмотря на длительные исследования, ученым так и не удалось открыть до конца тайну этого прекрасного творения рук человеческих. В своей книге «Стеклянные изделия, принадлежавшие династии Цезарей» Д.Б. Гарден, Х. Гелленкэмпер, К. Пейнтер и Д. Уайтхаус исследовали различные интерпретации изображенных сцен на вазе, предложенные специалистами еще в 1630-е годы. Во многих интерпретациях ученые выдвигали предположение, согласно которому изображенные фигурки являются персонажами греческой мифологии (например, Фетида, Пелей и Ахилл). Согласно другим интерпретациям, на вазе представлены реальные исторические сцены из жизни римлян, возможно, они являются родителями или родственниками первого римского императора Августа, правившего страной в период с 27 года до н.э. по 14 год н.э. По мнению некоторых специалистов, ваза представляет собой траурную урну; в основе данной гипотезы лежат различные подходы к интерпретации изображенных сцен и фигур, например сопоставление одной из фигур с греческим мифологическим героем Тесеем, который, согласно легенде, был брошен в океан и таким образом убит. Еще одна группа ученых интерпретировала изображенные на вазе сцены как романтическое ухаживание царя Фтии Пелея за матерью Ахилла Фетидой, на основании чего вазу можно было считать свадебным подарком. Существовало также и множество других интерпретаций данного изображения, причем все они были связаны с рождением и смертью людей.
Идентификация и раскрытие смысла похожего на змею существа и масок также явились предметом ожесточенных дебатов. Действительно, что это может быть и что или кого могут представлять эти изображения? В ответах на данные вопросы также фигурировали различные мифологические персонажи и события из реальной жизни людей.
Немного известно и об истории создания вазы. Ученые так и не смогли определить, кто являлся владельцем вазы в Древнем Риме; ее появление в эпоху Возрождения также покрыто мраком тайны. Считается, что в начале 1580-х годов она была обнаружена в одном из саркофагов далеко от стен Рима, однако в настоящее время какая-либо документация, подтверждающая данный факт, отсутствует. Независимо от истории обнаружения вазы в эпоху Возрождения в начале XVII века она перешла в собственность кардинала Франческо Марии Борбона де Монте, умершего в августе 1626 года; после смерти кардинала его наследник Алессандро продал вазу кардиналу Антонио Барберини. В течение 150 лет ваза принадлежала семье Барберини, которая собирала различные произведения искусства и даже организовала выставку величайших полотен и скульптур в своем дворце.
Затем вазу приобрел живший в Италии шотландский архитектор Джеймс Байрес, однако в начале 1780-х годов она была продана им Уильяму Гамильтону — англичанину с довольно интересным прошлым.
Внук герцога, Гамильтон работал археологом; он часто поднимался на Везувий, написал несколько произведений об открытии Помпеи и продал несколько древнегреческих экспонатов Британскому музею. С 1764 по 1800 год он был британским министром в Неаполе. В 1798 году он поступил на службу к вице-адмиралу Горацио Нельсону; это произошло после того, как выдающийся английский адмирал разбил французский флот в битве при Абукире (в дельте Нила).
В 1784 году Уильям Гамильтон находился в Англии, именно тогда Маргарет, герцогиня города Портленда, увидела привезенную им из Неаполя вазу. Она сразу же пришла в восторг от увиденного и решила приобрести вазу для своей коллекции. Многие англичане в XVIII — XIX веках увлекались собиранием и организацией выставок различных антикварных ценностей, редких книг, любопытных вещиц и полотен известных художников — это оригиналы созданных в Греции скульптур, рельефы Спарты, макеты известных сооружений. Английские коллекционеры организовывали в собственных домах или городских резиденциях выставки антиквариата, которые посещали их друзья и коллеги, и — что удивительно — они выделяли коллекционерам фантастические суммы денег на содержание этих коллекций. Некоторые владельцы частных коллекций, подобно Генри Бланделу (1724 — 1810) и Чарлзу Таунели (1737 — 1805), приобрели ценные экспонаты за долгие годы жизни (многие из них позднее попали в различные музеи). Герцогиня города Портленда приобрела вазу вместе с некоторыми другими сувенирами, предложенными ей Гамильтоном.
Однако радость Маргарет по поводу ее нового приобретения была недолгой — ровно через год, 17 июля 1785 года она умерла. После смерти Маргарет пользовавшийся большой известностью созданный ею Портлендский музей, куда входили многие бесценные произведения искусства, был продан с аукциона. С 24 апреля по 7 июня 1786 года было проведено более тридцати шести аукционов по продаже коллекции герцогини; за это время было продано около четырех тысяч принадлежавших ей ранее антикварных предметов.
Сын Маргарет, герцог Портлендский, приобрел древнеримскую вазу, однако в 1810 году, после того как один из друзей семьи случайно отбил у вазы основание, он передал ее на сохранение в Британский музей, где бесценное сокровище могло находиться в большей безопасности и могло быть выставлено на всеобщее обозрение широкой публики. Тем не менее в 1845 году Уильям Мюлкахи — молодой человек, на протяжении нескольких дней находившийся в запое и после этого решивший посетить музей, захватил бесценное сокровище, разбив стеклянную витрину, за которой находилась ваза, а затем и ее саму. Мюлкахи не только разбил вазу, но и обманул всех, заявив, что его зовут Уильям Ллойд; за все эти преступления он был приговорен к тюремному заключению, так как английское законодательство не предусматривало никаких других санкций (например, в виде штрафов) для людей, уничтоживших высокоценные исторические предметы. Однако вскоре, после того, как кто-то анонимно заплатил за него штраф, преступник был отпущен на свободу. Тем временем герцог Портлендский получил из музея уведомление о серьезном повреждении вазы каким-то безумцем. Ровно через столетие после того, как Уильям Мюлкахи разбил вазу, семья Портлендов окончательно продала ее Британскому музею.
За время своего существования Портландская ваза восстанавливалась три раза. После того, как Мюлкахи разбил ее почти на двести мелких кусочков, она была восстановлена одним из музейных реставраторов Джоном Даблдеем, который, однако, не смог правильно соединить все осколки. Со временем клей, с помощью которого были соединены многочисленные осколки, изменил свои цвет, так что в 1949 году, через четыре года после того, как ваза стала собственностью Британского музея, служащий музея Джеймс Х.В. Акстелл осторожно отделил склеенные осколки друг от друга и соединил их снова, но уже бесцветным клеем. В 1986 году Нигель Уильямс — главный музейный специалист по реставрации изделий из керамики — вместе с группой помощников снова отделил друг от друга склеенные осколки вазы, а затем соединил их при помощи эпоксидной смолы и других современных материалов. Ему удалось также использовать более двенадцати осколков, оставшихся неиспользованными после окончания реставрации вазы Даблдеем.
Таким образом Портландская ваза прошла полный круг двухтысячелетней истории; за это время она не раз разрушалась и воссоздавалась снова. Реставраторы ХIХ и XX веков всякий раз, начиная работать над восстановлением вазы, пытались сохранить для будущих поколений этот прекрасный стеклянный сосуд именно в том виде, в каком он пришел к нам из глубины веков. Поэтому и в настоящее время, по прошествии почти двух тысячелетий, это величайшее произведение искусства продолжает радовать людей своим изяществом и красотой.