Чернокожие африканские жители верховьев Нила до сих пор хранят память о загадочных светлокожих людях — бачвези.
Как гласят легенды, эти люди пришли на территорию Уганды с севера, построили каменные города и поселки, проложили каналы для орошения, вырубили в некоторых местах в скальных породах траншеи и отверстия, похожие на шахты, глубиной до 70 метров.
Бачвези (Bachwezi, Bacwezi, или Chwezi) удивляли местных жителей своими знаниями и способностями. Согласно легендам, они с легкостью пролетали над озерами, забирались на отвесные скалы, лечили все болезни, сообщали о событиях, которые происходили «очень давно».
Одно из первых упоминаний о племени бачвези связано с образованием королевства Буньоро Китара приблизительно в XIII веке нашей эры. Существует множество гипотез, откуда пришли бачвези: либо из столицы Древней Абиссинии Аксуме, либо из Древней Месопотамии, из Кипра и даже были пришельцами. Бачвези правили королевством почти 150 лет, а в XIV веке они исчезли. Огромное государство было разделено: появились княжества Анколе, Буганда и Баторо. При этом две высокопоставленные семьи (их потомки стали называться тутси) перебрались южнее.
Так в XVI—XVII веках возникло государство Руанда, а в конце XVII века сформировалось Бурунди. Доминирование правителей Буганды в Межозерье возросло при Супе II и его преемнике Мутесе I, которые имели на озере Виктория до 400 крупных военных кораблей, внушавших врагам еще больший страх, чем сухопутные войска. Буганда богатела вассалами, рабами, землями, скотом и к середине XIX века монополизировала торговлю на побережье Индийского океана.
Но легенды о могущественном светлокожем племени, возникшем ниоткуда и ушедшем в никуда, передавались из уст в уста на протяжении столетий. Поэтому немудрено, что приход первых европейцев в 1862 году вызвал у населения Уганды целую гамму чувств — от испуга до благоговейного трепета. Ведь их принимали за легендарных бачвези!
Бачвези оставили после себя постройки, развалины которых сохранились до сегодняшнего дня. После внезапного исчезновения этого народа археологи обнаружили странные предметы, которые по времени относились к эпохе существования Бигго-бья-Мугеньи, но по внешнему виду совершенно не соответствовали тем изделиям, что изготавливали племена, населяющие Уганду.
В середине прошлого века заключенные центральной тюрьмы Уганды, расположенной в Лузире, пригороде столицы Уганды Кампалы рыли траншею под фундамент для строительства подсобных помещений. Кирка одного из них неожиданно ударилась о твердый предмет который оказался скульптурным изображением человеческой головы. Находка оказалась частью керамической фигуры. Рядом раскопали фрагменты туловища и конечностей. Странной оказалась голова фигуры: выдающийся вперед подбородок, длинный нос, прическа, напоминающая судейский парик, и подобие подушечки на макушке.
Археологи и исследователи Уганды не смогли отнести эту находку ни к одной известной культуре Африки. Профессором Лванга-Луньиго было высказано предположение, что эта фигура могла быть частью доселе неизвестного культа жителей побережья озера Виктория. Но хотя в приозерном районе и расположены некоторые из самых важных в традиционной религии мест поклонения, проведенные исследования никак не прояснили происхождения статуи. А у местного племени баганда изображения человека практически отсутствуют.
Угандийский историк Майкл Нсим-би полагает, что фигурка попала в Лузиру с побережья Индийского океана. Археологи в месте находки «лузирского человека» обнаружили множество черепков гончарных изделий. У некоторых черепков, по мнению ученых, такой же возраст, как и у статуи — пять-шесть веков. Ученые обратили внимание на сходство этих черепков с осколками глиняной посуды, найденными в начале XX века в другом загадочном месте — Бигго-бья-Мугеньи. Здесь расположены развалины древних укреплений на южном берегу реки Катон-ги в западной части Уганды. До сих пор сохранились кольца глубоких траншей, пробитых в сплошной скальной породе. Общая их протяженность составляет шесть километров. Как гласят легенды, Мугеньи был одним из мест обитания бачвези.
Первое упоминание о Бигго-бья-Мугеньи появилось в «Оффишиэл газетт» — издании протектората Уганда —15 мая 1909 года. В заметке говорилось, что жители связывают происхождение форта со сверхъестественными силами. По существующей и доныне традиции, растущие там деревья и кусты считаются священными: тот, кто осмелится их срубить, погибнет. Ни один местный житель не пройдет мимо этого места ночью или во время дождя. Вблизи развалин уже давно никто не живет.
Первые раскопки Бигго проводились в начале 1920-х годов. Тогда-то и нашли осколки гончарных изделий, которые были отправлены в Британский музей. Неподалеку научные экспедиции обнаружили остатки ирригационных построек, которые, судя по всему, возводились весьма квалифицированными строителями. Уэйлэнд сравнил их с остатками ирригационных сооружений на острове Шри-Ланка, возраст которых превышает две тысячи лет.
Но самая интересная находка была сделана в 1930-х годах. Пожилая крестьянка полола огород и наткнулась на глиняный предмет цилиндрической формы. Она отнесла его деревенскому вождю, а тот переправил в Национальный музей. Размером цилиндр был невелик: четырнадцать сантиметров высотой и восемь в диаметре. Его глиняная поверхность усеяна выпуклостями и отверстиями. Кем изготовлен этот предмет и для какой цели, не известно до сих пор.
Тайна плотно окутывает и так называемые норы Валумбе на холме Танда, километрах в семидесяти от форта Мугеньи. На языке луганда «валумбе» означает смерть. Легенда гласит, что однажды бог неба Гулу рассердился на Валумбе и прогнал его на землю. А вдогонку послал своего брата Каикузи, чтобы тот убил неугодного. Спускаясь, Валумбе обнаружил погоню. Тогда он решил скрыться от Каикузи и стал нырять в землю. Нырнет — Каикузи за ним. А Валумбе появляется из-под земли уже в другом месте. Так и не догнал его Каикузи, так и осталась смерть с людьми.
После той сумасшедшей гонки на холме Танда появилось больше двухсот отверстий. Сейчас густые заросли покрывают этот холм, и без проводника можно запросто провалиться под землю. Отверстия располагаются одно за другим в определенном порядке. Все они имеют примерно полтора метра в диаметре. Глубина их от трех до семидесяти метров. Вырыты отверстия в скальной породе и уходят перпендикулярно вниз. Такие же дыры были найдены и в других районах Уганды. Их возраст не определен, хотя местные жители предполагают, что они существуют «очень давно». По форме «норы» напоминают горнорудные шахты.
Но что могли искать здесь древние племена? Лишь в нескольких холмах, где обнаружены подобные отверстия, имеются намеки на полезные ископаемые, причем в очень незначительных количествах.
Еще в 1934 году Е. Уэйлэнд высказал предположение, что существовала связь между Бигго-бья-Мугеньи и развалинами Великого Зимбабве — города-крепости, находящегося на территории нынешнего Зимбабве. Он сравнил план угандийских построек с зимбабвийскими, и оказалось, что у них много общего: та же полукруглая или полуэллиптическая ограда небольших дворов, прилепленных к стенам центральной постройки, те же методы возведения стен. Оптимизм ученого мог быть и не совсем оправданным. В ходе последующих раскопок в Бигго-бья-Мугеньи нашли черепки гончарных изделий, очень похожих на остатки утвари, найденной в Великом Зимбабве. И самое поразительное: в развалинах Великого Зимбабве обнаружили цилиндр, подобный тому, что нашли в Бигго! Более того, аналогичный цилиндр до этого был найден при раскопках на… Кипре!
Зимбабве — Уганда — Кипр… Была ли когда-нибудь связь между ними? И откуда взялся «лузирский человек»? Ответа пока нет. Африка хранит много тайн, но неохотно с ними расстается.
Журнал «Очевидное-невероятное»