23.11.2024

Железный всадник апокалипсиса. Набожный пуританин вырезал треть населения Ирландии

Оливер Кромвель

Оливер Кромвель — одна из самых противоречивых фигур британской истории. Его проклинали Ирландия и Шотландия, но боготворили иностранные революционеры. Англичане почитают его таланты и осуждают как узурпатора.

При жизни Кромвеля боялись и уважали, а после смерти осквернили его могилу и выставили череп некогда всесильного лорда-протектора на шесте. Теперь ставят памятники, несмотря на протесты королевской семьи.

Бедный, бедный Оливер

Родился Оливер Кромвель в 1599 году в английской провинциальной глуши — графстве Хандингтон, недалеко от одноименного городишки. Роберт — отец Оливера — был младшим сыном в большой дворянской семье, а потому получил лишь малую часть наследства, выраженную в годовом доходе около 300 фунтов.

Оливер Кромвель

Дом в Хантингдоне, в котором родился Кромвель

Между тем родственники Кромвеля были людьми состоятельными. Брат его бабушки сколотил состояние на секуляризации церковного имущества в царствование короля Генриха VIII. Он был ближайшим советником монарха и за свое усердие получил прозвище Молот Монахов. Прадед же Оливера, Томас, поспешил примазаться к могущественному родственнику и сменил заурядную фамилию Уильямс на гремевшую по всей стране Кромвель.

Со временем то, что «Кромвель не настоящий», забылось, а репутация у семьи осталась. Так что отец Оливера пользовался в округе большим влиянием, замещая должности мирового судьи и бейлифа Хантингдона. Вот только годовой доход для такого положения в обществе был маловат. Так что Оливер с детства привык слышать нотации отца об экономии, бережливости и скромности. Даже став полновластным хозяином Англии, он не переставал стенать о своей бедности. Еще одной привычкой, укоренившейся с детства, стала фанатичная ненависть к католикам.

Тон в семье задавала мать Оливера — Элизабет. Она была, пожалуй, более благочестива, чем его отец, и только под большим нажимом отпустила сына учиться в Кембридж. Молодой Кромвель хоть и имел некоторые склонности к математике и истории, но в целом учеником был безалаберным. Энтузиазм просыпался в нем только во время занятий по верховой езде, фехтованию, плаванию. Но проучиться удалось лишь год: в 1617 году умер отец Оливера, и ему пришлось возвращаться на родину, чтобы помогать матери вести хозяйство и воспитывать шестерых сестер.

Два года молодой Кромвель занимался рутинными делами небогатого сельского сквайра. Но, по мнению соседей, исключительно успешно. В 1619 году он отправился в Лондон изучать право. В столице он женился на дочери богатого мехоторговца Элизабет Буршир и в 1620 году вместе с ней вернулся в родовое поместье.

сражение

Сражение при Марстон-Муре в 1644 году. «Железнобокие» Кромвеля отражают атаку войск короля

На этот раз он посвятил себя сельскому хозяйству и семье на целых 8 лет. За это время у него родились семеро детей (шестеро выжили), а его поместье стало самым успешным в округе.

Молельня в сарае

В 1628 году Кромвель был избран от своего округа в парламент. Увы, это принесло ему только хлопоты. Выступая против гонения пуритан, молодой сквайр попал на заметку королевским чиновникам. Когда же парламент был распущен, Кромвелю и вовсе пришлось спешно покинуть Лондон. Но на родине его ничего хорошего не ожидало: местные заправилы подвергли ослушника королевской воли обструкции.

Пришлось Кромвелю распродать все, что у него было, и перебраться в Кембриджшир. Но не тут-то было! Кромвель вновь вызвал неудовольствие властей, отказавшись купить рыцарское звание (бытовал такой способ пополнения бюджета). Суд даже оштрафовал молодого человека на 10 фунтов, что означало «волчий билет» на будущее. Но из всех своих злоключений, включавших «хождение во власть» и бегство от нее, Кромвель извлек твердое убеждение в том, что королевскую власть непременно должен ограничивать парламент.

В это время, по убеждению соседей, Кромвель повредился рассудком. Он заперся на своей ферме, в старом сарае устроил молельню, где беспрестанно молился с пуританами. В конце концов пришел к убеждению в своей избранности, если не святости.

В Англии подходил к концу период «беспарламентского» правления Карла I. Король, вытаскивая на свет божий разного рода средневековые законы и эдикты, обложил всю страну непомерными податями, штрафовал и обирал дворян и торговцев, придумывал новые сборы и пошлины. В конце концов он нажил себе огромное число врагов, развязал войну с шотландцами, проиграл ее и вынужден был собрать парламент, чтобы попросить у него денег.

Шел 1640 год.

Настроения в обществе были таковы, что антимонархические убеждения Кромвеля послужили для него пропуском в парламент. Там он довольно быстро приобрел славу непримиримого противника Карла и вождя пуритан. Король попытался разогнать парламент, но снова был разбит шотландцами и вынужден был опять провести выборы в палату общин. И снова в нее был избран Кромвель.

Парламент отверг политику Карла. Король вынужден был покинуть Лондон. Он собрал своих сторонников на севере страны. В ответ на это парламент разослал депутатов по избирательным округам, чтобы взять под контроль арсеналы и ополчение.

Кромвель со своей задачей справился, а заодно и захватил груз серебра, посланного Кембриджем в качестве пожертвования Карлу. Именно осенью 1640 года началась полководческая карьера Оливера Кромвеля — человека, до своего 40-летия не имевшего никакого отношения к военному делу.

Если враг не сдается…

Начинать пришлось с чистого листа — парламент дал ему добро на сбор отряда и присвоил чин капитана. К 1642 году под началом Кромвеля было около 60 добровольцев.

Кромвель взялся за обучение своих бойцов, одновременно продолжая набор новобранцев. Помимо набожности и ненависти к монархии, он требовал дисциплины и беспрекословного подчинения в бою командирам.

В то время как многие офицеры и солдаты короля дрались «до первой крови», отпускали пленных незнатного происхождения и гнушались добивать раненого противника, пуритане Кромвеля стояли насмерть и действовали по принципу «если враг не сдается, его уничтожают». Позднее именно эти качества помогли войскам Кромвеля склонить в свою пользу исход важнейших битв, когда их судьба висела на волоске.

Разумеется, Кромвель отдавал должное и чисто военным приемам. Он нанял отставного офицера морской пехоты, который помогал ему обучать пуритан-добровольцев быстро заряжать мушкет, метко стрелять, пользоваться пикой, держать строй и совершать перестроения. Занятиями Кромвель руководил сам, используя профессионала лишь как консультанта. Так у его солдат вырабатывалось уважение и полное доверие к своему командиру.

Кстати, в набожности и вопросах веры Кромвель провел четкую черту: от солдат, которые полагали, что от пуль их защитит одна лишь вера, он безжалостно избавлялся. В основном это касалось нежелания многих солдат носить стальные кирасы, стеснявшие движения в бою и мешавшие на марше. В армии короля такую защиту считали излишней и неблагородной и прозвали бойцов Кромвеля «железнобокими». Но во время сражений доспех во многих случаях спасал жизнь его обладателям, а монархисты гибли десятками и сотнями. «Надейтесь на Бога, но порох держите сухим», — сказал он как-то раз своим офицерам во время переправы через реку.

К весне 1643 года Кромвель собрал под своим командованием около 2000 человек и получил чин полковника. Он вынужден был разделить свой полк на отряды, поручив каждый наиболее отличившимся и способным подчиненным, невзирая на чины и происхождение. В это время в частях парламентской армии командные посты занимали представители дворянства, как было предписано традицией. Так что решение Кромвеля вызвало бурю протестов даже в его лагере.

Армия нового образца

После нескольких ярких побед парламент все же присвоил ему чин генерал-лейтенанта. Вместе с этим Кромвель получил возможность проводить крупные операции. До этого парламентские командующие избегали решающих сражений и всячески затягивали войну, рассчитывая договориться с королем.

Кромвель у тела казнённого короля Карла I

Кромвель у тела казнённого короля Карла I

Но летом 1644 года состоялась крупная битва при Марстон-Муре. Кромвель командовал кавалерией армии Томаса Ферфакса. Битва складывалась сложно, и в определенный момент стал сказываться профессионализм солдат Карла. Но латники Кромвеля вовремя провели смелую атаку, практически выиграв сражение для парламента. Только нерешительность командования не позволила довершить разгром противника.

Теперь многие командиры-пуритане стали формировать свои отряды по примеру Кромвеля, а со временем их стали сводить в отдельную армию нового типа. Именно это вместе с непримиримой позицией Кромвеля позволило закончить войну. 14 июня 1645 года он разбил Карла при Нейсби. Этот бой тоже складывался тяжело. Королевская конница на флангах прорвала оборону пуритан, но, вместо того чтобы добивать врага, устремилась грабить обоз. Центр же, который занимали латники Кромвеля, не только выстоял, но и разгромил врага. Так что, когда королевские фланги вернулись на поле боя, им оставалось лишь бежать вместе с разбитым центром.

Победа при Нейсби сделала Кромвеля настолько популярным в стране и в армии, что он решился бросить вызов парламенту. Он добился от шотландцев выдачи короля, удалил из войск всех членов парламента и в 1647 году вступил в Лондон. Вот-вот должно было быть объявлено о подписании договора с королем и принятии конституции, но Карлу удалось бежать на север и возобновить войну.

Пока Кромвель подавлял восстание монархистов в Уэльсе, его зять Генри Айртон изгнал из парламента всех, кто сочувствовал королю. Теперь Карла можно было предать суду: роялисты разбиты, а парламент зачищен. В начале 1649 года таковой суд и состоялся. Карл I был признан виновным и казнен. Англия стала республикой, а фактическим ее главой оказался Кромвель.

Лорд-протектор

Пока в Англии бушевала гражданская война, в Ирландии полыхало восстание, начавшееся еще при Карле. Однако теперь ирландцы-католики нашли общий язык с роялистами, исповедовавшими ту же веру. К 1649 году в руках парламента из всей Ирландии оставался только Дублин.

Однако республиканские войска смогли разбить противника у Раймондса, что обеспечило возможность высадки армий Кромвеля и Айртона. Объединенные силы роялистов и ирландцев не выдержали натиска «железнобоких» и предпочли запереться по гарнизонам, ожидая, пока голод и зима охладят пыл пуритан.

Кромвель приказал уничтожать на пути своей армии все, не щадя ни имущества, ни солдат, ни женщин, ни детей. Его солдаты поджигали церкви, где укрывались католики, топили корабли с пленными в трюмах и жгли все, что не могли забрать с собой.

Первой крупной жертвой стала Дроэда, которую защищал сильный трехтысячный гарнизон. После недельной осады город взяли штурмом, далее там началась резня. Были перебиты почти все солдаты гарнизона, даже сложившие оружие, и множество мирных жителей. В ответ на протесты некоторых офицеров Кромвель назвал произошедшее «Справедливым Божьим судом», а недовольных выгнал из армии. Ирландцы же называли Кромвеля «Бичом Божьим», «Железнобоким Сатаной» и «Железным всадником Апокалипсиса».

После штурма Дроэды многие офицеры-роялисты приказали своим солдатам пуритан в плен не брать, но было уже поздно. Под контролем парламента оказалось почти все восточное побережье Ирландии, Кромвель же повел армию в глубь острова. После того как Уэксфорд постигла участь Дроэды, многие города стали сдаваться без боя.

В результате похода Кромвеля погибла треть населения Ирландии. Тысячи людей покинули родину, подавшись в наемники. Еще большее число ирландцев, включая женщин и детей, были отправлены в американские колонии в качестве «белых рабов». Согласно акту «об устроении Ирландии», все владения тех, кто был захвачен с оружием в руках, подлежали конфискации.

Следом за Ирландией к покорности была приведена и Шотландия, причем в решающем сражении Кромвель разбил при Вустере вдвое превосходящую его армию. Очередная победа сделала Кромвеля непререкаемым авторитетом в стране. Опираясь на армию, он разогнал парламент и в 1653 году совершил государственный переворот, став лордом-протектором — главой законодательной и исполнительной власти и главнокомандующим в одном лице.

Но правление Кромвеля было, по сути, провальным. Несмотря на удачные войны с Голландией и Испанией, завоевание новых колоний и внешнеполитические успехи, страна скатывалась к кризису. Казна опустела, а каждый новый созыв парламента неизменно вступал с ним в борьбу.

13 сентября 1658 года Кромвель, надломленный смертью любимой дочери Элизабет и тяжелой болезнью, умер. Преемником Кромвеля, согласно его завещанию, стал сын Ричард. Но он оказался бездарным правителем. Уже через год он отрекся от должности, и вскоре в Англии вновь установилась монархия.

Тело Кромвеля выбросили из усыпальницы и повесили на площади Тайберн как цареубийцу. Затем голову отсекли и выставили на шесте для всеобщего обозрения, а тело зарыли в безымянной могиле.

Loading

Добавить комментарий

Войти с помощью: