Новая парадигма информациологии дедукции


17 век. «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского. На многие века этот труд стал основой основ организации учебного процесса на всей планете. И до сих пор многое из его великого наследия сохраняет актуальность и как теоретическую, так и практическую ценность.

Вместе с тем дидактические принципы Каменского требуют переосмысления и более углубленного понимания их. Например, принцип природообразности следует понимать не только как требование соответствия построения и изложения учебного материала возрастным особенностям учащегося, но и значительно шире.

Меняются наши представления о природе, о мироздании, о человеке.

Было бы разумно привести в соответствие с этими представлениями не только содержание обучения, но и саму организацию учебного процесса, способы, методы обучения.

К сожалению, современной педагогики не удается перестроить учебный процесс в соответствии с познанными наукой законами природы. В итоге, созданная более 300 лет назад дидактическая система вступила в противоречие с менталитетом современного человека и стала одной из основных причин глубокого кризиса в образовании.

Понимание человека как энгергоинформационной биосистемы дает ключ к решению многих педагогических проблем. Незнание законов функционирования психики человека, пренебрежение этими законами вызывает, естественно, отказ в системе «человек».

Появляется искушение воздействовать на систему «человек» с помощью силовых методов, заставить эту самую систему выполнить команду наставника.

Незнание, неумение, некомпетентность, плюс нередко и равнодушие породили действующую сегодня систему образования, основанную на насилии и страхе. Арсенал педагогических средств насилия включает в себя систему ежедневных опросов, оценок, дневников, контрольных работ, периодических аттестаций, зачетов, экзаменов, педагогических нравоучений и др.

Не получая желаемого эффекта педагоги срываются на применение физического воздействия и воздействия на психику ребенка. По официальным данным 16% учащихся России подверглись физическому воздействию со стороны педагогов, 24 % — воздействию на психику путем оскорблений и унижения человеческого достоинства.

Трудно себе представить факт, когда в одной из московских школ в марте 2005 года учительница на уроке заломила ребенку руку, схватила его за волосы и стала бить лицом об стол. В Великобритании телесные наказания детей были отменены только в начале 80-х годов 20-го века, затем были вновь узаконены. В Германии в 2005 году в школах введены карцеры. В США в школах дежурят вооруженные наряды полиции.

Если ко всему этому добавить террор, которому подвергается ребенок дома, то станет понятно, почему 99,8% выпускников школ нуждается в медицинской помощи. 2 миллиона школьников сбежали из школы и из дома и ведут бродячий образ жизни, число детей наркоманов в 2005 году увеличилось в 2 раза по сравнению с прошлым годом, число детских самоубийств за последние 10 лет составило 50 тысяч. Это в два раза больше, чем потери российской армии за все время в Афганистане.

Одним росчерком пера министр образования России отправил на больничную койку десятки тысяч школьников начальных классов, подписав приказ о введении со второго класса иностранного языка. Комиссия Минздрава РФ в апреле 2004 г. доложила на заседании Комитета по образованию и науке о результатах мониторинга состояния здоровья школьников Российской Федерации.

Среди прочего было отмечено, что в классах, где обучение иностранному языку было введено со второго года обучения, заболеваемость детей возросла в два раза.

Применение неадекватных методов обучения, противоречащих законам природы, а также устаревшей дидактической системы губительно сказывается (это наглядно видно на приведенном выше примере) на здоровье учащихся.

Не менее отрицательно сказывается традиционная дидактика на знания учащихся и на их воспитание.

Психологи экспериментально оказали, что навык более успешно формируется только на позитивном эмоциональном фоне. Старая дидактика, основанная на насилии и устрашении, даже за 10-12 лет не позволяет обучать даже одному иностранному языку. И чем больше часов отводится на иностранный язык, тем хуже будут результаты. В традиционной системе обучения это так и должно быть. Там, если человек и овладел иностранным языком, то не благодаря обучению, а вопреки ему.

Наконец, нельзя не отметить, что именно традиционная дидактика оказывает крайне негативное воздействие на воспитание нравственных качеств человека.

Следует помнить главное: с помощью насилия можно воспитать только раба.

Из всего изложенного выше следует вывод:

  • современная дидактика не может и в действительности не обеспечивает необходимый уровень качества образования;
  • система образования наносит огромный непоправимый ущерб здоровью и жизни нашего молодого поколения.

Может ли общество терпеть такую систему образования хоть один лишний день? Смена всей парадигмы педагогической науки необходима, неизбежна и требуется безотлагательно.

К нашему великому счастью, новая дидактика и новые сверхэффективные способы обучения уже созданы в нашей стране и широко апробированы. Они не внедряются по причинам субъективного характера, вследствие системного кризиса в образовании.

Академик Моисеев истолковал понятие «системный кризис» в образовании следующим образом: если система А (государство) и система Б (аппарат управления образованием) преследуют одни и те же цели, то система образования функционирует близко к норме. Если система А ставит перед собой одни, а система Б — другие цели, то возникает системный кризис. Основы дидактики созданы в нашей стране трудами А. С. Границкой и ее последователей. Новая система, получившая название «адаптивная система», апробирована во многих сотнях школ и в 64 вузах страны. Созданы и экспериментально проверены вузовские и школьные курсы гуманитарных и естественных дисциплин.

Адаптивная система А. С. Границкой — это новый арсенал средств педагогического стимулирования учащихся без применения насилия и страха. Она решает также четыре основных задачи:

  • организация и управление познавательной деятельности учащегося;
  • индивидуализация в рамках группового обучения;
  • повышение академической активности учащихся;
  • формирование новых отношений между учащимися и педагогами (педагогика сотрудничества).

Традиционная система образования эти проблемы в комплексе решить не в состоянии.

Новая дидактика не рождается в одночасье. Чтобы появился новый подход в одном из элементов дидактической парадигмы — новая технология обучения (иностранным языкам), понадобилось затратить 38 лет нелегкого труда. 10 лет ушло на проверку того, не выдаем ли мы желаемое за действительное. Говорят, что если ученый создал работу, где 5 % нового, то это открытие, если 10% нового — сенсация, 12% нового — этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. В технологии «слайдинг», по предварительным подсчетам, 85% нового. Вот почему очень трудно поверить в тот результат, который мы достигаем.

Еще более невероятным представляется вывод, который следует из полученных результатов: — обучение иностранному языку должно продолжаться 48 учебных часов в пределах 3 недель, не более. Далее следует применение и совершенствование.

Такие же сверхэффективные технологии созданы трудами российских ученых по нескольким предметам: русский язык — за 10 дней вся программа средней школы для особо «трудных» детей, которых школа признала необучаемыми, автор системы Зотова Татьяна Владимировна. Курсы математических дисциплин по 7 дней на каждую — геометрия, алгебра и т.д., Шаталов Виктор Федорович.

Курс математики для сдачи вступительных экзаменов на мехмат — 10 дней, академик Носенко Виталий Иванович.

А также курсы химии, физики, истории и ряда других дисциплин разных авторов.

Из изложенного следует, что новая дидактическая парадигма уже создана. Она обеспечивает решение двух фундаментальных проблем:

  • проблемы гуманизации образования;
  • проблемы резкого, многократного повышения качества знаний при многократном сокращении времени на их получение.

Третья фундаментальная проблема решена трудами Зотовой Т.В. и должна тоже входить в новую дидактическую парадигму — ярко выраженный терапевтический эффект процесса обучения на психику и соматику ребенка.

В основу новой дидактической парадигмы заложено понимание человека, как энергоинформационной биосистемы. При таком понимании этого природного феномена становится возможным успешное решение проблем обучения, воспитания и развития в рамках системы образования и самосовершенствования.

Автор: Вотинов В.А., профессор, д.п.н., академик МАИ

5 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: