19.04.2024

Социально-психологические основания рождения современных мифов (на примере Пензенской области)

Аннотация: В настоящей статье затрагиваются вопросы возникновения мифов в современных условиях сельской местности. Автор уделяет внимание социально-психологическому аспекту подобного феномена. Обосновывается мысль о поверхностном и некомпетентном взгляде наблюдателей случайных аномалий, в результате чего временно НЕПОЗНАВАЕМОЕ становится мифом.

In the present article questions of occurrence of myths in modern conditions of countryside are mentioned. The author pays attention to socially-psychological aspect of a similar phenomenon. The thought on a superficial and incompetent sight of observers of casual anomalies therefore TEMPORARILY INCOGNIZABLE becomes a myth is proved.

Феномен возникновения мифов носит как личностно-психологический, так и социально-культурный характер. Исходя из понимания мифа как нечто экзистенциально-переживаемого, и впоследствии, передаваемого «во вне», можно допустить, что природа мифа эзотерична. Однако, в современной уфологии часто миф становится таковым, не опираясь на виденное случайным наблюдателем, но становится самим собой в силу некомпетентности, легкомысленности и невежестве последнего. В виду этого, миф может иметь и социальную, и психологическую природу своего происхождения одновременно.

Примером возникновения мифа служит ряд фактов социально-психологического характера, имеющих место в Пензенской области по итогам работы уфологов летом 2011 года. В Белинском районе собраны свидетельства очевидцев наблюдения странных существ по природе схожих с криптозоологическими особями, а именно, подобие петуха со «шкурой пресмыкающегося» вместо перьев и огромной выдры с человекоподобным лицом. Утверждения группы очевидцев, случайным образом поймавших «петуха» в рыбацкие сети на пруду, под водой, внешне достоверны и не лишены оснований утверждать, что подобный образец отождествим с мифическим василиском. По описаниям — это «петух с черной гладкой кожей, испачканный тиной». В дополнение имеется ряд тонкостей, например, длинные куриные лапы без перепонок, удлиненная шея с вращающейся головой и «осмысленным» взглядом. Поведение особи также нетрадиционно. Вместо попытки убежать вглубь суши после того, как рыбаки выбросили его на берег, он снова бросился в воду, и скрылся в пруду.

Доосмысляемые очевидцами его «разумные повадки»: попытки посмотреть людям в глаза, совершенное спокойствие типа «хозяина» данной местности, позволили создать ореол мистичности вокруг данного факта. На этом основании был рожден миф о вероятном нахождении на территории вышеназванного района необычных существ — василисков. Также была рождена версия их исчезновения, — в виду экологической загрязненности гидросферы существа переместились по подземным водяным каналам в другую часть земного шара.

Расследования уфологов Пензы позволили выяснить истинную природу происхождения данного существа. Это болотная курочка, в частности самец, который редко попадается на глаза охотникам и рыболовам.

То, что позволило очевидцам утверждать факт обнаружения гладкокожего существа, скорее всего, и есть психологический феномен, благодаря которому доосмысляемое становится мифическим.

Продолжением данной истории является свидетельство группы других очевидцев, «по горячим следам» сформировавшим специфический образ русалки. Выдра, наблюдаемая на деревянных настилах близ пруда, вероятнее всего, была действительно больших размеров, но это всего лишь, та часть психологического состояния, «подогретого» предыдущим фактом, способствующего распространить второй миф о возможности существования русалок в данной местности.

В практике уфологов Пензы встречались аналогичные случаи наблюдения «нечистой силы», знаков божественного мира на стенах в деревянном срубе, столкновения с представителями параллельных миров и др.

ВЫВОДЫ

Рождение мифов в современном социуме есть фактор сознания и способа существования индивида. Возможно, что миф рождается и по принципу: «А почему бы не привлечь внимания?»

Психологические корни мифотворчества есть экзистенциальная форма бытия личности в конкретных социальных условиях. Если городской мифологический постфольклор современности ориентирован на техногенность, эмоциональность (переживания, ощущения по принципу «здесь и сейчас»), то сельский миф тяготеет к «классическим» формам изложения сути явления.

Задачей уфологии является не только организация исследований фактов аномального (либо иного, к примеру, криптозоологического характера) методами приборного, физико-химического, естественнонаучного характера, но и гуманитарного (социологического, философско-аналитического, психологического и т.п.) направления. Возможно, в этом случае потраченные силы уфологов будут значительно эффективнее и «экономичнее».

Автор: С.Н. Волков, д. филос. н., профессор, действительный член АИПУФО, г. Пенза

Loading

Добавить комментарий

Войти с помощью: