Одна из достопримечательностей Алмазного фонда России – алмаз, названный «Шах». Он не самый крупный в коллекции – его вес 88,7 карат. Однако история его запутана и удивительна. Она успела обрасти тайнами и легендами.
Камень, похожий на указующий перст, известный чуть мене пятисот лет. За это время он успел увидеть как возвышались и гибли государи и государства. Самоцвет был украшением сокровищниц могущественных правителей востока.
По легенде, драгоценный самоцвет нашёл юноша на берегу реки Кришна, рядом с алмазными копями Голконды в Индии. Он подарил этот камень отцу своей возлюбленной. Скорее всего, алмаз был найден в другом руднике, потому как эти копи стали разрабатываться несколько позже. В конце концов, минерал попал к кому-то из индийских правителей. Но из-за своего цвета и формы был продан на юг Индостана.
У индийских мастеров были определённые правила для алмазов. Чтобы камень оказался высшего сорта, он должен быть брахманом – бесцветным и прозрачным. Кроме того, самоцвет должен быть в форме октаэдра. Для алмаза правильно иметь 6, 8 или 12 граней, которые должны быть ровными, острыми, без скругления. Камень, который теперь известен как «Шах», сорта вайшья. Потому что он желтовато-бурого оттенка с не идеальной формой в 15 граней. Поэтому его продали в султанат Ахмаднагара.
Первый владелец
Бурхан Второй, Низам-Шах, стал первым известным владельцем камня. Ему понравилась форма алмаза, и ему было подарено имя «Перст Аллаха».
Султан повелел выгравировать на одной из грани алмаза «Бурхан-Низам-Шах-II. 1000 год». Если перевести год с мусульманского летоисчисления на наше, то это был 1591 год.
Чтобы сделать подобную гравировку, придворному ювелиру пришлось изрядно поработать. Предполагают, что эту надпись сделали при помощи другого алмаза. Точнее, иглой, покрытой алмазной крошкой. Чтобы самоцветная пыль прилипла к игле, последнюю постоянно приходилось смазывать жиром. Это был сложный и кропотливый труд. Это самая глубокая гравировка из трёх, нанесённых на алмаз.
Великие Моголы
Следующим хозяином камня стал шах Акбар из династии Великих Моголов. В 1595 он завоевал Ахмаднагар, увезя большую часть сокровищ. Так «Перст Аллаха» стал реликвией другого древнего рода, потомков грозного Тимура.
Спустя почти пол века к власти пришёл шах Джихан Первый, Повелитель Вселенной. Правитель захотел запечатлеть своё имя на камне: так появилась вторая гравировка. Она гласит: «Сын Джехангир-Шаха Джехан-Шах. 1051 год» (1642год).
Джихан-шах был противоречивой фигурой. С одной стороны, он кровью пробил себе путь к трону и вдвое повысил налоги. С другой стороны, — строил оросительные каналы, вёл с европейцами гибкую политику (англичане могли торговать в стране). А также в память о любимой погибшей жене возвёл мавзолей, который мы знаем как Тадж-Махал.
Есть основания полагать, что именно Джихан I отполировал некоторые грани «Перста Аллаха», открыв воду камня. После этого стало понятно, что камень исключительной чистоты. И заметить какие-то микротрещины смогли уже только при исследованиях в двадцатом веке. До этой огранки алмаз весил примерно 95 карат. После – 88,7 карат.
Спустя 16 лет, когда правитель заболел, за престол возобновилась борьба. И следующим падишахом стал Ауранг-Зеб. В 1658 году он принял имя Аламгир Первый, Покоритель Вселенной. Именно при нём, в 1665 году, «Перст Аллаха» впервые увидел европеец – француз Жан-Батист Тавернье. Путешественник упомянул о камне, описывая Павлиний трон – прославленный золотой трон Великих Моголов. Алмаз находился перед глазами повелителя – он был подвешен под балдахином на шелковой нити. Для этого была создана круговая борозда, глубиной в пол-миллиметра. Она была весьма сложна в исполнении, так как нельзя было расколоть камень.
После смерти Ауранг-Зеба империя Великих Моголов настигла череда неудач. Государство потеряло былые славу и величие, придя в упадок. Территорию отвоёвывали соседние страны. Что было с «Перстом Аллаха» в это время – неизвестно.
История «Шаха» в Иране
1737 год. В Индию врываются персы – Надир-Шах, повелитель Ирана. Он вывез все возможные сокровища Великих Моголов. Среди прочего был и Павлиний трон, и алмаз «Перст Аллаха». Так самоцвет попал в Тегеран.
По загадочным совпадениям, появление камня и гравировка на нём часто предшествует переворотам в правлении. Так случилось и в этот раз. К власти пришёл евнух Ага-Мухаммед-Хан, который основал династию Каджаров. Престол унаследовал его племянник, принявший имя Фатх-Али-Шах.
На тридцатилетний юбилей своего правления правитель решил нанести третью гравировку на алмаз. Эта надпись – самая искусная из всех. Она поражает сложностью работы и самобытной фантазией. Витиеватая вязь гласит «Владыка Каджар Фатх-Али-Шах Султан. 1242 год» (1824 год по григорианскому календарю).
Кстати, последние гравировки наносились менее трудоёмкими способами. Скорее всего при помощи железного клише. Клише создавалось с обратным выпуклым изображением, прикреплялось к камню и помещалось в горн. Раскалённый металл
В это время Иран терзается в междоусобицах. Из него пытаются сделать колонию европейцы. В том числе государство воюет и с Российской Империей. Но в 1828 году терпят окончательное поражение. Был заключён Туркманчийский договор: султанат должен был десять куруров (20 миллионов рублей серебром).
Плата за дипломатов
Появление «Перста Аллаха» у российской короны вновь связаны с трагичными событиями. В Тегеране религиозными фанатиками было разгромлено русское посольство. Они растерзали тридцать семь дипломатов. В том числе и А.С. Грибоедова – автора «Горе от ума» и государственного деятеля. Тела были сильно изуродованы, и с трудом опознавались.
Султанат был в смятении: появилась угроза новой войны из-за дипломатического конфликта. Чтобы его разрешить, из Тегерана в Санкт-Петербург отправился один из сыновей шаха, Хорзев-Мирза. Высокое посольство везло в дар большую часть казны, которая должна была покрыть оставшийся долг. По легенде, именно «Перстом Аллаха» откупились за русскую кровь дипломатов. Всё же цель персидского принца была скорее в погашении обязательств по контрибуции. Российская Империя не требовала платы за погибших послов. Николай I ожидал извинений и наказания виновных.
После визита принца, император простил остаток долга – 2 курура (4 миллиона рублей серебром). Основной причиной прощения долга на самом деле был конечно же не алмаз – это был нейтралитет персов в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов.
Камень был назван в честь принца, привёзшего самоцвет в империю, и занесён в опись драгоценностей под номером 38/37: «Солитер [крупный алмаз] Хозрев-Мирза неправильной фацеты [грани] – 86 7/6 карат. Поднесён в 1829 году пресидским принцем Хозрев-Мирзой и доставлен на хранение от г. министра Имп. Двора при письма за №3802».
Революция и современность
Алмаз «Хозрев-Мирза» хранился в Зимнем дворце до октябрьской революции 1917 года. РСФСР в начале двадцатых годов XX века «выбросило» на алмазный рынок много самоцветов – их стоимость оценивалась примерно в двенадцать миллионов английский фунтов. (Многие фирмы, занимающиеся добычей и продажей ювелирных самоцветов тогда были вынуждены приостановить деятельность, чтобы урегулировать цены.)
Но даже в сложные для молодой Советской республики времена, были сохранены многие исторические камни. Среди них оказался и алмаз, теперь известный как «Шах». Последнее имя, под которым он известен, самоцвету дали в советское время. Все сохранившиеся сокровища короны были перемещены в Оружейную палату Кремля в 1922 году. Сейчас все эти самоцветы возможно увидеть на выставке Алмазного фонда.