Балаш Исмайлов — в прошлом летчик, подполковник в отставке. Почти всю жизнь он прослужил на Дальнем Востоке. Но это его явная сторона жизни, а есть еще и тайная: он увлекается историей, но не в широком смысле слова, а в узком.
Исмайлова интересуют летательные аппараты древности, он их изучает, собирает всю доступную информацию, а по возможности и путешествует, чтобы своими глазами увидеть в различных музеях те экспонаты, которые привлекают его внимание как профессионального летчика.
— Как родилось ваше увлечение?
— Служа в авиации, я не мог не задумываться о том, что же делали люди в прошлые века, когда им так же, как и мне, хотелось летать. С самого детства я интересовался старинными легендами и мифами о полетах человека. Самым первым был древнегреческий миф об Икаре и Дедале, я его прочитал лет в десять. Если вы помните, воск, которым были скреплены перья в крыльях Икара, расплавился от приближения к солнцу, и Икар упал. Когда я был маленьким, я в это верил.
Когда стал взрослее, понял, что конец мифа придумали явно не те, кто стоял у его истоков, ведь чем выше от земли, тем холоднее. Поэтому ни о каком расплавлении воска и речи быть не могло. Когда я уже стал собирать информацию о древних летательных аппаратах серьезно, с удивлением узнал, что Дедал — вообще не мифический персонаж, а историческое лицо. О нем писал в своем труде «Метаморфозы» древнеримский поэт Овидий. Он отзывался о Дедале как об искусном архитекторе и изобретателе.
— И что было потом?
— Я засел за книги, стал изучать все, что попадалось под руку. В 80 — 90-е годы это было довольно трудно, гарнизонные библиотеки были не то что бедны, а убоги. Когда появился Интернет, стало намного легче. Блуждая по его недрам, натолкнулся на сообщение Международной академии изучения санскрита. Там говорилось о древней индийской рукописи «Самаранга Сутрадхара», в которой упоминалось о многочисленных полетах человека при помощи неких аппаратов, которые назывались виманы.
Это слово произошло от санскритского понятия, означающего «небесная колесница». Виманы были из металла, листы которого очень тщательно подгонялись друг к другу, причем, судя по тексту, при помощи сварки. В движение они приводились «управляемым огнем из стальных емкостей». Звук у них тоже был весьма примечательным — он был подобен реву льва, а о путешественнике внутри вимана говорилось, что он «мог передвигаться по воздуху так высоко, что казался жемчужиной в небесах».
Для управления ими нужно было знать тридцать два «секрета». Потом я узнал и о другой индийской рукописи — «Виманика Шастра». Это был раздел объемного трактата «Янтрасарвасва» (энциклопедия машин), автором которой считается мудрец Бхарадваджья, о котором упоминается в «Махабхарате». «Виманика Шастра» была найдена в 1875 году в одном из индийских храмов. По мнению ученых, этот трактат был написан в IV веке до нашей эры на основе еще более ранних текстов и являлся чем-то вроде практического пособия для построения и эксплуатации виманов. В этом трактате тоже были описаны летательные аппараты и приборы на них, только более детально. По этим описаниям легко можно узнать приборы, выполнявшие функции фотоаппарата, радара, прожектора и т.д.
Судя по всему, эти приборы использовали энергию солнца. Имеются и описания различного вида оружия, причем обладающего разрушительной силой. Любопытно, что довольно много места в трактате отведено описанию одежды пилотов и даже их диете. Виманы также описывались и в более известных индийских эпосах — в «Рамаяне» и «Махабхарате». Только в последнем эпосе содержится сорок одно место, где они упоминаются. Кстати, о виманах есть не только упоминания в древних текстах, имеется и их изображение — в пещерах храма Елолора в Индии.
— Получается, что в те далекие времена люди умели обращаться с металлом на уровне современных технологий?
— Да, получается, что так. В 1875 году это произвело фурор, особенно если учесть уровень технологии XIX века и полное отсутствие самолетов, которых, как говорится, еще даже в проекте не было. Эксперты и в тот год, и уже в наше время признали рукопись подлинной. Что касается металла, то в трактате ему была посвящена особая глава. Металлов было упомянуто три вида: саундалика, мауртхвика и сомака. Говорилось и о сплавах, которые могли выдерживать очень высокие температуры. Другая глава была посвящена оптике — зеркалам и линзам, которые могли устанавливаться на борту виманов для визуальных наблюдений. Их было семь. Одно называлось «Зеркало Пинджулы» и предназначалось для защиты глаз пилотов от ослепляющих «дьявольских лучей» противника.
Кстати, источников энергии, приводивших виманы в движение, тоже было семь, и их можно было использовать как бы по очереди, переключая двигатель с одной энергии на другую. Самих виманов было четыре типа: Рукма Вимана, Сундара Вимана, Трипура Вимана и Шакуна Вимана. Первые два имеют коническую форму и три «яруса», во втором — помещение для пассажиров. Трипура Вимана — более крупный «самолет», который еще к тому же может использоваться и как подводный аппарат. Шакуна Вимана — самый сложный в техническом и конструктивном отношении.
Все четыре типа имели вертикальный взлет и могли, кроме всего прочего, парить в воздухе, как дирижабли, и совершать зигзагообразный полет. Любопытно, что в трактате имеется не только описание «самолетов», но и правила техники безопасности — меры предосторожности при долгих полетах, меры защиты от молний и штормов и т.п. На своих виманах древние индусы летали не только над Индией, но и по всей Азии и, как утверждают старинные тексты, даже над океаном.
— В других странах тоже находили подобные тексты?
— Подобные тексты были найдены в пакистанском Мохенджо-Даро, на острове Пасхи, в Китае. Китайские документы очень интересны. Их можно рассматривать даже как что-то вроде исторической хроники экспериментальной авиации. Самые «молодые» датируются 2000 годом до нашей эры. В одном из таких документов я прочитал, что в 1766 году до нашей эры император Ченг Танг приказал соорудить летающую машину, и она была создана. Однако позже он распорядился, чтобы ее уничтожили. Видимо, боялся, что секрет полета попадет в руки другим народам. Очень интересны описания поэта Чу Юна, жившего в 3 веке до нашей эры. Он описал летательную машину, на которой лично пролетел над пустыней Гоби. Описание летательных аппаратов имеются и в устном народном творчестве народов Непала. В непальских эпосах говорится о том, что секреты полета были известны лишь так называемым яванас — светлокожим людям с востока Средиземноморья. Видимо, речь идет, в том числе, и о древних эллинах, в мифах которых, кроме мифа об Икаре, есть и другие упоминания о полетах человека при помощи неких вспомогательных средств. Есть упоминания о полетах на летательных аппаратах и в древнем Вавилоне.
В древневавилонском своде законов «Хальката», например, говорится, что «управлять летающей машиной — это великая привилегия. Знания о полете — одни из наиболее древних, они — дар богов древности, предназначенный для спасения жизней». Упоминания о летательных аппаратах имеются и в древневавилонском «Эпосе об Этане», написанном две с половиной тысячи лет до нашей эры. Там, правда, говорится, что шумерский царь летал на спине гигантского орла. Что это был за орел — вымершая ныне гигантская прирученная птица или же с орлом авторы эпоса сравнили самолет — неизвестно, но примечательно другое: в эпосе описывается то, что летевший на «орле» человек видел сверху. Причем описывается так, как невозможно было бы описать даже с самого высокого дерева или скалы: упоминается атмосферная дымка, перспективные искажения, цветная мозаика засеянных разными культурами полей, реки-ниточки и многое другое, что я, летчик, постоянно видел из кабины самолета. Эти описания похожи на словесный портрет местности, который мы составляли в училище, летая над различными ландшафтами.
— А что вы скажете о легендарном «колумбийском самолетике»?
— Это одна из самых интересных находок, подтверждающая, что в древности люди умели летать. «Колумбийский самолетик» — золотая четырехсантиметровая фигурка. Точнее, он не один, их целая эскадрилья — таких фигурок найдено тридцать три штуки! Эти находки были сделаны в XIX веке не только на территории Колумбии, но и в Перу, Коста-Рике и Венесуэле, что говорит об их широком распространении. Обычно они датируются 500 — 800 годами до нашей эры, однако точно определить возраст золотых изделий, как известно, очень сложно, и датировка может оказаться неточной. Фигурки заняли свое место в музеях, и долгое время их считали зооморфными изображениями.
Так считали вплоть до первой трети прошлого века, потому что людям было просто не с чем сравнить — самолетов-то еще не изобрели! А вот когда изобрели, то увидели, что хоть внешний вид этих фигурок и различен, но общим является принципиальная конструкция самолета с горизонтальным и вертикальным оперением киля. Самое интересное, что первым на это сходство обратил внимание не летчик, а ювелир Эммануэль Стауб. Скептики же продолжают утверждать, что эти «самолетики» — не что иное, как изображение давно вымерших животных.
Они так считают потому, что на многих «самолетиках» изображены глаза, зубастые пасти. Однако эксперты, в том числе известный американский биолог, писатель и натуралист, прославившийся трудами по криптозоологии и снежному человеку, Теренс Сандерсон, которому Стауб послал копию «самолетика», утверждают, что их ни в коей мере нельзя отождествлять ни с одним из известных науке представителей как ископаемой, так и современной фауны планеты.
На том простом основании, что ни у одной птицы нет на хвосте вертикального оперения! Ученые на этом не успокоились и решили привлечь к делу авиационных экспертов. Им были высланы копии фигурок, и все эксперты из разных стран, не зная друг друга, в один голос заявили, что перед ними модели самолетов. Авиаторы идентифицировали в фигурках кабину, фюзеляж, крылья, стабилизаторы, киль.
— А что это была за история с испытанием фигурок в аэродинамической трубе?
— В 1956 году «колумбийский самолетик» и его «собратья» экспонировались на выставке «Золото доколумбовой Америки» в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Авиаконструкторы одной американской фирмы тут же обратили внимание на дельтовидное крыло этой фигурки и вертикальную плоскость хвостового оперения. На то, о чем и говорил Сандерсон. Они как-то там договорились с дирекцией выставки и провели испытания «самолетика» в аэродинамической трубе. Неожиданно выяснилось, что «самолетик» лучше всего ведет себя на сверхзвуковых скоростях, изучение которых было в самом разгаре. Стали думать, почему, и пришли к выводу, что «виновато» дельтовидное крыло и высокая вертикальная плоскость хвостового оперения. Были подключены специалисты из конструкторского бюро фирмы, и в итоге создан лучший на тот период сверхзвуковой самолет. Фирма называлась «Локхид».
— Если некоторые фигурки были найдены и в Перу, то, может, именно с таких летательных аппаратов руководили создателями загадочных линий на плато Наска?
— Многие исследователи авиации древних людей склоняются к такому мнению. Я тоже придерживаюсь этой точки зрения. Но самое удивительное в этих самолетиках не их аэродинамические свойства, а значки, что на них нанесены. Они поразительно напоминают финикийскую письменность. Это, на мой взгляд, говорит о том, что люди древности имели воздушное межконтинентальное сообщение, иначе каким образом на южноамериканских предметах финикийская письменность? И еще один вопрос меня мучает: где южноамериканские индейцы могли видеть прообразы для своих поделок?
— А как вы можете прокомментировать найденные в Египте изображения самолетов и вертолетов?
— Только так, что в то время люди были, несомненно, знакомы с авиацией. Пока в наше время не был изобретен вертолет, изображение этих летательных машин считали бессмысленными значками, точнее, не могли расшифровать. Их еще в 1848 году обнаружили в храме Сети Первого в Абидосе. Изображения «вертолетов» были расположены прямо над входом в храм, практически под самым потолком, на высоте порядка десяти метров. В этом храме вообще было очень много загадочных изображений, которые ставили в тупик египтологов. В XIX веке их считали древними механизмами, и только в наше время ученые пришли к выводу, что это изображение вертолетов, причем данных в разных ракурсах.
Авиаторы четко различают фюзеляж, несущий винт, лопасти, хвостовое оперение. Рядом с вертолетами были найдены изображения других летательных аппаратов, удивительно похожих на современные сверхзвуковые истребители и тяжелые стратегические бомбардировщики. Получается, что древние египтяне пользовались боевой авиацией? Именно такой вопрос, кстати, задала лет десять назад одна очень солидная арабская газета «Аш Шарк аль-Аусат», когда опубликовала фотографии из храма в Абидосе.
Началась шумиха, кто-то даже стал объяснять военные успехи фараона Сети Первого применением авиации, кто-то кричал, что это все досужие вымыслы. Тогда странные изображения начал изучать известный египтолог Алан Элфорд. Он составил убедительное заключение, что на стене храма изображены действительно вертолеты, причем с такой точностью, словно древний художник делал изображения с натуры. Подобные изображения были найдены и в Карнакском храме. Потом кто-то из египтологов вспомнил еще одну любопытную деталь: одним из имен фараона Сети Первого было «пчела». Почему пчела? Может, потому, что ему было на чем летать? Разгорелся очередной скандал, в него включился ярый сторонник внеземного происхождения древнеегипетской цивилизации — всемирно известный уфолог Ричард Хогланд. Он утверждает, что египтяне произошли от некогда посетивших Землю марсиан.
— А вы к какому мнению склоняетесь?
— Я не очень верю в инопланетян, мне кажется, что эти самолеты, вертолеты, колумбийские, индийские, египетские и прочие — наследие древней, сгинувшей куда-то земной цивилизации. В путешествия во времени тоже не очень верю. Если египтяне путешествовали на машине времени, чего бы им и современные морские суда не изобразить или баллистические ракеты? Мне больше нравится версия историка Уильяма Дейча, что Тутанхамон погиб в результате авиакатастрофы. Об этом говорят повреждения его костей. Правда, Дейч говорил о воздушных шарах, я же думаю, что фараоны летали на более совершенных аппаратах. Кстати, многие египетские мумии имели повреждения костей, которые можно получить, только упав с большой высоты.
— Говорят, в Египте нашли и «брата» колумбийского самолетика?
— Да, его обнаружили в захоронении Па-ди-Ильмен, в гробнице Задоиага в 1898 году. Возраст находки определяется двумя тысячами лет с хвостиком. «Самолетик» экспонируется в Каирском историческом музее. Он небольшой, сантиметров пятнадцать в длину, сделан из очень прочного и твердого дерева. Он очень похож на колумбийские фигурки, с такими же крыльями и вертикальным оперением киля. Ученый Халил Мессиха в 1969 году снабдил точную копию деревянной фигурки моторчиком и пропеллером. В результате модель смогла развить скорость 105 км/час. Потом, после испытания, египтологи стали копаться в запасниках музея и нашли там еще четырнадцать аналогичных древнеегипетских «самолетиков».
— Какой из всего этого можно сделать вывод?
— Трудно допустить, что люди, жившие в разные времена и в разных местах, дают одинаковые описания, сговорившись. Видимо, авиация древних существовала, и мне бы очень хотелось, чтобы ею занимались не исследователи-одиночки, а создавались специальные научно-исследовательские институты. Пора уже посмотреть правде в глаза и признать, что мы вообще ничего досконально не знаем из своей истории.
Автор: Валентин СЛАВКО.