Известно, что кроме мантического (т. е. «гадательного») предназначения, карты Таро несут и некоторые иные функции. Те, кто всерьез приступал к изучению этого предмета, приходили к аналогичным выводам.
Так, во французской школе Таро разрабатывалось учение о связи старших арканов с буквами еврейского алфавита, а, следовательно, с Каббалой, нумерологией и другими оккультными науками, входящими в корпус алхимической средневековой традиции. Собственно, всю деятельность представителей данного течения можно свести к работе по двум направлениям:
С одной стороны, это попытка возродить традицию Алхимии, угасшую в эпоху Возрождения.
И, с другой стороны, пропаганда и популяризация эзотерических знаний в среде интеллигенции.
Дальнейшее развитие этот подход получил в Англии, в недрах общества «Золотой Зари». Здесь на основе структуры Таро была разработана своя система Посвящений в оккультную традицию, развиваемую данным Орденом. Причем считалось, что эта система является реконструкцией древнеегипетских мистерий. Отметим, что несмотря на широкую деятельность по просвещению широкой публики в области «древних знаний», в основе своей Орден являлся закрытой организацией, члены которой принадлежали элите английского общества.
Необходимо признать также большой вклад, сделанный представителями русского оккультизма, а именно Владимиром Шмаковым и другими членами академии ГОМ. В своих трудах они указали на связь карт Таро с астрологией (работа «Энциклопедия оккультизма») и сделали весьма серьезную попытку раскрыть философскую концепцию, лежащую в основе системы, выраженной в картах Таро (книга В. Шмакова «Великие Арканы Таро»). Однако, следует отметить, что все эти предполагаемые прочтения карт носят отпечаток той эпохи и тех стран, в которых жили сами их исследователи. Иными словами, изложенные выше подходы несколько грешат своеобразным историческим «субъективизмом». Особенно вызывают сомнения высказывания тех авторов, которые напрямую выводят происхождение карт из Египта.
Так, очевидно для придания достоверности данной теории, в ряде источников приводится легенда, гласящая, что в отдаленную от нас эпоху в Египет пришли орды завоевателей-варваров. Перед жрецами Египта встала почти неразрешимая проблема: как сохранить накопленные знания, каким образом донести их до людей грядущего без искажений?
Решение, предложенное одним из жрецов, было до гениальности простое. На основе основных сюжетов, о сохранности которых так беспокоились египетские мудрецы, были сделаны картинки, таящие в себе скрытый смысл, восстановить который будет способен любой посвященный в основы тайных знаний. Далее на основе этих картинок была разработана азартная игра, которой впоследствии обучили завоевателей. И теперь, сами того не ведая, варвары стали хранителями и распространителями древних тайн. Так Порок стал на службу Мудрости и Благу.
Нужно заметить, что если бы действительно такая попытка была предпринята в столь отдаленную от нас эпоху, вряд ли стоило бы надеяться, что карты хоть сколько-нибудь сохранили первоначальные очертания, особенно если вспомнить скольким переделкам подвергались они за последние двести лет. Причем, люди, вносившие свои изменения, делали это из лучших побуждений, желая лишь восстановить подлинные очертания карт Таро. А что говорить о невежественных варварах, если учесть трудности изготовления каждой новой колоды в эпоху, когда книгопечатание было лишь фантастической мечтой.
Кроме того, перед последними египетскими жрецами стояла куда более сложная задача — как сохранить что-либо из своего наследия в эпоху наступления Христианства.
И они эту задачу, по всей видимости, решили. Не случайно Коптская Православная церковь (копт — арабская транскрипция от греческого слова «aiguptios», что означает «египтянин»), появившаяся на территории Египта, наравне с Эфиопской церковью является одной из старейших, и учение Египетских отцов — наиболее мистическая часть христианского вероучения. Заметим, что наше Православие многим обязано миссионерской деятельности представителей Египетской церкви.
Так, само понятие отшельничества, так и не прижившееся всерьез в католичестве, было заимствовано из Египта. Такое святое для каждого православного место, как Оптина Пустынь, в своем названия несет отпечаток египетских пустынь, где поселялись и творили молитву монахи-отшельники.
Чтобы прикоснуться к наследию, оставленному нам этой могучей плеядой подлинных мудрецов и истинных мистиков, русскоязычному читателю достаточно познакомиться с таким произведением как «Добротолюбие», в котором изложен их опыт, а так же прочитать «Изречения египетских отцов».
Без сомнения, на пустом месте не могла возникнуть столь утонченная традиция аскетического совершенствования и духовного саморазвития, особенно если учесть, что с момента первой проповеди Христа до появления первых на территории Египта христианских общин прошло немногим более двадцати лет.
Отметим так же, что Коптская церковь пережила длительные гонения со стороны мусульман, завоевавших Египет в 641 году. Особенно эти гонения усилились во времена крестовых походов и Иерусалимского королевства крестоносцев. Тем не менее христианство ъ Египте уцелело и дожило до наших дней, сохранив в себе все те специфические черты, которые делают ее самобытной и самостоятельной Церковью.
Возвращаясь к теории египетского происхождения карт Таро, заметим, что Александрийская библиотека, хранившая в своих огромных фондах сокровища мудрости древних, просуществовала вплоть до конца III века новой эры и погибла, очевидно, во время природной катастрофы, разрушившей сам город Александрию. И, хотя пожар, возникший во время штурма города в конце I века до новой эры войсками Гая Юлия Цезаря, и уничтожил часть ее фондов, в тот период своей истории все утерянные свитки были восстановлены в полном объеме.
Следовательно, есть все основания считать, что не набегам захватчиков на Египет мы обязаны появлением карт Таро. И приведенная нами легенда не имеет под собой реальной исторической почвы.
С другой стороны, мы имеем довольно точный ориентир во времени — середина XIV века. Это дата первого упоминания о картах Таро в письменных европейских источниках. Для человека, хоть немного знающего историю средневековья, этот период связан с другим значительным историческим событием, потрясшим всю Европу, — разгромом в 1305-1312 годах Ордена Тамплиеров, самого мощного в Европе объединения рыцарей-монахов.
Чтобы понять масштабы случившегося, отметим, что тамплиеры были одной из самых влиятельных сил в Европе в военной, политической, финансовой, экономической и религиозной областях. Они покрыли себя неувядаемой славой во время битв на Святой земле и в ходе крестовых походов. Во многом благодаря проводимой ими тонкой политической игре Иерусалимское королевство просуществовало более 150 лет в окружении двух великих мусульманских, держав, каждая из которых в отдельности порой легко могла расправиться с иноверцами.
Тамплиерам обязаны мы образованию европейской финансовой системы, а так же развитию торговли с Востоком. Большой вклад внесли они и в развитие ремесел и сельского хозяйства, так как ремесленники и крестьяне, служившие Ордену, освобождены были не только от обычных многочисленных светских налогов, но и от церковных податей, в том числе и от десятины, выплачивая лишь установленную Орденом плату, которая была гораздо меньше чем перечисленные выше поборы.
Для многих единственным путем спасения от церковных преследований и светских интриг был уход в Орден, где новых братьев встречали со всей сердечностью, а сам плащ тамплиера являлся надежной защитой от любых обвинений в свой адрес
Многое сделано было тамплиерами для предотвращения войн на территории Европы. Часто они выступали посредниками в политических и династических конфликтах. Кровно заинтересованные в объединении всех христианских государств, они являлись верной опорой Римского престола. Подчиняясь напрямую лишь самому Папе Римскому, Тамплиеры часто выступали против злоупотреблений, совершаемых епископами в своих епархиях, особенно если эти злоупотребления были направлены против них. Фактически они были единственной силой, всерьез ограничивающей власть епископов в их (епископов) владениях.
Тамплиеры не запятнали себя участием в крестовом походе против альбигойцев, мотивируя свой отказ тем, что одним из обетов, принимаемых членами Ордена, был запрет на вступление в бой с христианами. По этой же причине тамплиеры не участвовали в позорном для чести европейского рыцарства штурме и взятии Византии, последнего оплота могущественной когда-то Римской империи, когда, вместо наступления на своих врагов — мусульман, был разгромлен и разграблен древнейший христианский город.
Благодаря своим контактам с передовой на тот период цивилизацией Ближнего Востока, тамплиеры многое сделали для развития европейской культуры. В общем, сложно найти сферу жизни общественной жизни той эпохи, в которой тамплиеры не проявили бы себя с самой лучшей стороны.
Конечно, не чужды им были и недостатки, присущие людям той эпохи, ими были допущены серьезные политические и военные ошибки, но все они были с лихвой ис-? куплены тамплиерами кровью, пролитой на поле брани.
Для дальнейшего повествования будет полезным вкратце описать этап зарождения Ордена и его внутреннюю структуру.
После того как войсками крестоносцев под руководством Готфрида Бульонского и его брата Бодуэна (Балду-ин) в июле 1099 года был взят священный для представителей трех великих конфессий — иудаизма, христианства и мусульманства — Иерусалим, на политическом небосклоне того времени взошла звезда нового государства — королевства Иерусалимского. Во главе его встал Готфрид Бульонский, не принявший поначалу королевского титула и именовавший себя лишь «Защитником Гроба Господня». Но уже в 1100 году его брат, наследовавший ему Восточное королевство (еще одно наименование Иерусалимского или Латинского королевства крестоносцев), принял корону и правил как истинный король — со всеми присущими ему смелостью и мудростью. Тонкий политик, Балдуин I многое сделал для привлечения в свое государство новых подданных со всех концов Европы.
Но молодое государство было еще слишком слабо. В том числе сказывалась большая нехватка в воинах, которые могли бы обеспечить нормальное и бесперебойное функционирование государственной машины. Так, стекающийся отовсюду поток паломников и переселенцев принес с собой и новую проблему — необходимость обеспечения безопасности на дорогах страны.
В 1118 году некий шампанский рыцарь Гуго де Пейен с небольшой группой соратников посвятили себя служению паломникам и охраной их во время следования к святым местам.
Но предоставим отрывок из летописи, составленной кардиналом Жаком де Витри, которая сама говорит за себя:
«Некие рыцари, любимые Богом и состоящие у него на службе, отказались от мира и посвятили себя Христу. Торжественными обетами, принесенными перед патриархом Иерусалимским, они обязались защищать паломников от разбойников и воров, охранять дороги и служить рыцарству Господню. Они блюли бедность, целомудрие и послушание, следуя уставу регулярных каноников. Во главе их стояли два почтенных мужа — Гуго де Пейен и Жофруа де Сент-Омер. Вначале тех, кто принял столь святое решение, было лишь девятеро, и в продолжение девяти лет они служили в мирской одежде и одевались в то, что им подавали в качестве милостыни верующие. Король [Балдуин II], его рыцари и господин патриарх были преисполнены сострадания к этим благородным людям, оставившим все ради Христа, и пожаловали им некоторую собственность и бенефиции, дабы помочь в их нуждах и для спасения души дарующих. И так как у них не было церкви или жилища, которое им бы принадлежало, король поселил их в своих палатах, близ Храма Господня. Аббат и каноники Храма предоставили им для нужд их служения землю неподалеку от палат: поэтому их и назвали позднее «тамплиерами» — «храмов-
В лето 1128, прожив совместно и, согласно своему призванию, в бедности девять лет, они заботами папы Гонория и Стефана, патриарха Иерусалимского, обрели устав, и была положена им белая одежда. «…» Позднее, во времена папы Евгения, они нашили на свои одежды красный крест, используя белый цвет как эмблему невинности, а красный — мученичества. «…»