По этому поводу ортодоксальной наукой наговорено столько, что лучше уж не пересказывать, а всё привести дословно. Вот потому я и предоставлю слово Алану Ф. Элфорду, который в своей книге “Боги нового тысячелетия” пишет:
“Развалины Чавин-де-Уантар лежат на высоте 3500 м в Перуанских Андах, между двумя цепями гор. Одна горная цепь отгораживает их от морского побережья, другая — от джунглей Амазонии. Трудно найти более недоступное и надёжно укрытое место. И, однако, 2500 лет назад Чавин превратился в один из самых священных городов Южной Америки, и в 500–200 годы до РХ оказывал большое влияние на далекие прибрежные районы Перу.
Главной статьей экспорта из Чавина была религия, основывавшаяся на культе ягуара с оскаленными клыками. В результате распространения этого странного культа отдалённый город Чавин превратился в необычайный центр регионального ремесла, благодаря чему по всему древнему Перу распространились образцы характерного искусства Чавина. В период расцвета Чавин-де-Уантар занимал площадь около 40 га, а население его составляло примерно 3000 человек — небольшое, по нашим понятиям, но необычайно крупное поселение для Перу того времени.
Основной ритуальный центр Чавин-де-Уантара занимал площадь приблизительно 4 га. Хотя местные туземцы называли Чавин El Castillo (замок), жители его не были воинственны. Насыпи вокруг Чавин-де-Уантара почему-то называли пирамидами, хотя это совсем не пирамиды. Археологические раскопки обнаружили здесь ряд храмов с плоской крышей, окружающих с трех сторон квадратную центральную площадь. Эти уникальные “храмы” представляют собой самые удивительные сооружения древнего мира.
Главный храм, называемый также Старым храмом, это строение в форме подковы, сориентированное точно на восток — на восход солнца. Внутри его проложен целый лабиринт узких подземных проходов, многие из которых непонятно почему заканчиваются тупиками. Однако, один из этих узких туннелей выводит в странное подземелье в форме креста. Здесь, в месте соединения переходов, в самом святилище храма, спускается с потолка до пола камень в форме ножа или наконечника копья. Этот камень известен под именем El Lanzon — Копьё.
El Lanzon — монолит, вырубленный из цельного куска гранита 5 м высотой. Полагают, что это главная святыня религии Чавина. На камне вырезано изображение, где ясно видны клыки и когти божества. Несмотря на то, что клыки как будто ассоциируются с культом ягуара, изображение в целом скорее напоминает гибрид человека и быка, а из головы у него выползают змеи. Правая рука бога поднята вверх, левая опущена, как будто бы он возвещает свой завет. Некоторые толкователи обратили внимание, что в поднятой ладони бога отсутствует линия жизни, и на этом основании предположили, что это бог смерти. Другие, напротив, считают его образом милосердного бога и называют “улыбающимся богом из Чавина”.
Хотя точное назначение камня El Lanzon остаётся неизвестным, ясно одно — этот обелиск играл значительную роль. Его тонкая, сужающаяся к концу верхняя часть точно соответствует отверстию в крыше, и это свидетельствует о том, что весь храм был спланирован вокруг камня. Таким образом, по-видимому, эта священная реликвия была специально спрятана в глубине храма, чтобы её нельзя было отсюда вынести. Почему жрецы так старались спрятать и защитить этого священного идола? Может быть, ключ к загадке — в неправильной форме камня (в особенности его передней части) — это наводит на мысль, что резьба на камне была сделана после того, как он был повреждён. Если это так, то камень уже тогда был священным. Возможно, жрецы Чавина вырезали изображения на El Lanzon и спрятали его, чтобы сохранить от дальнейших повреждений.
Почему Чавин-де-Уантар внезапно стал религиозным центром? Почему паломники стекались сюда, преодолевая почти сто миль очень трудного пути по гористой местности? Очевидно, в этом месте было нечто особенное — что-то, чего мы не можем сразу обнаружить в развалинах храмов, стоявших здесь приблизительно в 500 году до РХ. Возможно, у Чавина имеется какое-то более раннее таинственное прошлое?
И действительно, #археологи обнаружили свидетельства более ранних поселений в Чавин-де-Уантаре — проба изотопа углерода относит их к 1400 году до РХ. И это даёт основание предположить, что важная роль этого места, по меньшей мере, на 800 лет предшествует строительству храмов. Что же происходило тогда в этой отдаленной гористой местности? Возможно, ответ на эту загадку связан с первым этапом строительства — с подземной сетью превосходно выполненных каменных каналов, по которым вода перетекала из ближайшей реки и через поразительно совершенную водопроводную систему подавалась под здание.
Раскопки были прекращены как раз в тот критический момент, когда они достигли уровня площадки, где находится самое сердце гидравлической системы Чавина. Время строительства площадки было отнесено к поздней эпохе Чавина — примерно к 400–300 годам до РХ, и можно только гадать, какие более ранние формы строительства могут находиться под ней. Может быть, Чавин был когда-то промышленным центром и разгадка его роли как священного центра лежит в его таинственном прошлом? Вряд ли это случайное совпадение — кажущаяся излишне сложной конструкция водопровода в Чавине и столь же высокий уровень инженерной техники водопровода Акапаны в Тиауанако”.
Многие исследователи во множестве отмечают и другие факторы, прямо указывающие на связь Чавин-де-Уантара с юкатанскими аналогами, а потому, считаю, пора уже делать некие промежуточные выводы:
- ~ в 1500 г. до н.э. в Чавин-де-Уантар было начато строительство поселения;
- его собственниками, его хозяевами могли быть лишь мезоамериканские ”боги”.
(c) Александр Махов