Точная дата начала строительства Кёнигсбергского собора в стиле балтийской готики, неизвестна. Его «днём рождения» считают первое упоминание в документах — 13 сентября 1333 года. А официальной датой завершения указывают 1380 год, хотя работы в соборе продолжались и позже.
Кёнигсбергский собор не производит впечатления своими особенно удачными пропорциями или единым художественным оформлением. Его значение проявляется в качестве орденской церкви, которая постоянно перестраивалась и формировалась до времён барокко в соответствии с требованиями времени.
План собора следует схеме орденских церквей с трёхнефной приходской церковью и однонефным хором с прямым завершением, но без крипты (подземной часовни). Южная сторона вверху.
На чём стоит собор Кёнигсбергский собор?
Поскольку место для строительства было выбрано на острове реки Преголя, пришлось укреплять грунт. Он состоит на земляной насыпи, 3-4 метровом слое торфа, а под ними — шлам и песок-плывун, насыщенные водой. Эти слои отнюдь не могут быть несущими. Поэтому внешние стены установили на арочные устройства, а колонны, скорее всего, на сваи.
Такой грунт доставлял проблемы с самого начала работ в 14 веке и является причиной отклонения стен от центральной оси. Основным строительным материалом служили кирпичи старого собора в Альтштаде и песчаник.
Особенности строительства собора в Кёнигсберге
Крепость или культовое сооружение?
Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости. Первая построенная восточная стена хора имеет толщину в 3 м. Поверху этой массивной стены должен был быть проложен широкий ход для защитников, на углах — башни. Северная стена возводилась с такой же толщиной до высоты в 2,75 метров.
Но Великий магистр Тевтонского ордена Герцог Людгер фон Брауншвайг пожелал иметь культовое сооружение, а не крепостное. Поэтому верхняя часть северной стены, а также как остальные имели толщину всего 1,28 м .
В 1351 году, когда закончили крышу, две башни, продольный неф, новый Великий Магистр Винрих фон Книпрод (1351-82) начал перестройку: возведение трёхнефного зала. Хотя в конструкции не было стремления вверх, характерного для южно- и западногерманской поздней готики, церковь производила впечатление простора за счёт соотношения ширины к высоте почти 1:1,5.
В 1544 году башни собора сгорели. Вместо них пристроили новые, но уже с формами ренессанса: готические окна заменили полуциркулярными арками.
Кто принёс славу собору в Кёнигсберге?
По соседству с собором в 1544 году, во времена последнего Великого Магистра Тевтонского ордена и первого герцога Пруссии Альбрехта (Альберта) Бранденбурга-Ансбахского (1490-1568), возникает университет Альбертина.
Собор приобретает статус университетской церкви. А в 1650 году в южную башню переезжает Валленродская библиотека — уникальное собрание старинных книг и манускриптов.
Собор и университет связывает профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой в 1804 году.
Испытания Кёнигсбергского собора в 20 веке
В начале 20-го века здание подверглось основательной реставрации в стремлении вернуть первоначальный облик 14 века, что соответствовало веяниям того времени. К началу Второй мировой войны оно имело следующие размеры:
- длина: 88,5 метров
- высота самой высокой (южной) башни до шпиля — 50,75 метров
- высота здания (без креста) — 32,14 метра
После бомбардировок 28-29 августа 1944 года американской авиацией судьба Собора складывалась трагично. Оставшись без кровли, он медленно разрушался.
Интерьер, постоянно обогащавшийся с 14 по 19 век, был в 1944 г. и первые послевоенные годы почти полностью уничтожен. Остались только части отдельных эпитафий и склепы в стене.
Воланд: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали!»
Полное, окончательное разрушение Собора останавливало только наличие у его стен захоронения великого философа И.Канта. Его частично материалистические высказывания служили своеобразным щитом в атеистическом государстве.
Кант утверждал: «Дайте мне материю, и я покажу, как из нее должен образоваться мир». А две вещи, которые удивляли его больше всего — это «звездное небо надо мной и моральный закон во мне.»
В 1924 над могилой Канта возвели открытый колонный зал, отличающийся от архитектурного стиля Собора. Внутри зала стоит каменный кенотаф.
В 70-х годах прошлого столетия “учёные специалисты” выдали заключение, что памятник архитектуры «не представляет исторической ценности”.
Не смотря на это, Кёнигсбергский собор, являющийся символом города Калининграда, возродился. Хотя говорить о восстановлении интерьера не приходится. Службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и проведения концертов. Действуют евангелическая и православная часовни.