Живописный горный массив Бойко, пологие южные склоны которого смотрят в сторону Большого Каньона, издавна привлекает внимание не только археологов, но и любителей всего неизведанного. Но в то же время, это загадочное место до сих пор остается малоисследованным, храня в своем каменном сердце тайны далекой древности.
Известный краевед и археолог О.И. Домбровский, в 60-х годах проводивший на Бойке археологическую разведку, определил, что на плато располагалось шесть поселений, просуществовавших с IX по XV вв. Обнаруженный им храм Спасителя, находящийся между Бойкой и Сотирой, являлся главным административным центром средневекового церковно-феодального государства. Этот уникальный в истории Таврики феодальный удел представлял собой защищенный со всех сторон форт. Скалистые и обрывистые склоны Бойки уже сами по себе являются довольно надежной защитой. Лишь на перевалах властелины горы воздвигли массивные заградительные стены и два небольших оборонительных укрепления на хребте Курушлюк. В те далекие времена между хребтом и горой Сотирой была построена широкая дорога, ведущая к храму. Об этом свидетельствует каменная крепида, остатки которой до сих пор видны вдоль дороги, превратившейся за эти годы в хорошо утоптанную тропу. От храма Спасителя в наше время почти ничего не осталось. А тогда это было впечатляющее сооружение, ничем не уступавшее аналогичным постройкам в крепости Мангуп-Кале. Данное здание, обращенное своим алтарем на северо-восток, впоследствии стало центральной частью храмового комплекса, в наши дни считающегося одним из самых больших археологических памятников средневекового горного зодчества Крыма.
Возведение защитных стен на горе связывают с вторжением в Крым Хазарского Каганата. С легкой руки хазарских властей на полуострове в XIII веке были восстановлены многие древние крепости, в число которых входили Мангуп-Кале и Чуфут-Кале. Тяжелая дань, которой Каганат обложил местное население, являлась причиной регулярных восстаний. А постоянные набеги кочевых племен, а также нашествие татар, под предводительством Чингиз-хана, долгие годы держало население Таврики в страхе. В такой нестабильной обстановке жители, боясь набегов и ограблений, занялись укреплением убежищ в горах, используя при строительстве традиции византийской фортификации. Общая длина бойкинских укреплений, стены которых сложены из дикого камня, составляет 1,5 километра. Ширина этих массивных стен колеблется от 1,5 до 2,5 метров, а высота в некоторых местах достигает 3 метров. Поистине местные строители основательно подошли к защите горы, сделав ее недоступной.
Через 250 лет, после возникновения Крымского ханства, на горе Баба-Даг образовалось независимое княжество Феодоро, впоследствии разгромленное турками.
Легенды «Почтенной Пойки»
На некоторых средневековых картах её именовали «Почтенной Пойкой» («пойка» — пастбище или луг в переводе с древнеиранского).
Именно с периодом существования княжества Феодоро в Крыму связано много легенд. И некоторые, самые загадочные из них, затронули «Почтенную Пойку». Одна старинная легенда рассказывает о мельнике Прокопие, который, боясь за сохранность своей мельницы, стоявшей на одной из горных речек близ Бойки, однажды ночью выбрался из крепости, чтобы проверить, цела ли его собственность. Случилось это в 15 веке, в период осады турками бойкинских крепостных стен. Чтобы выйти за пределы укрепленных стен, мельник воспользовался потайной калиткой – единственной брешью в охранной системе горы. По пути он был захвачен турками, и выдал секретный лаз, за что, как предатель, поплатился жизнью. Турки, проникнув на плато, вырезали всё местное население, и некогда сильное государство было уничтожено, а обжитая вершина горы снова стала необитаемой.
Но эта легенда — лишь небольшой исторический очерк, другие же настолько невероятны и таинственны, что давно приобрели славу мистических.
Одна из них связана с Золотой колыбелью, изображенной на гербе княжества Феодоро. Многие исследователи убеждены, что колыбель, изображение которой присутствует во многих пещерных храмах тех времен, не что иное, как Святой Грааль — чаша с кровью Христа, бесследно исчезнувшая в веках. Генуэзцы, владеющие в те далекие времена Южным берегом Крыма, постоянно воевали с феодоритами. В обмен на мирное соглашение генуэзское княжество потребовало у князя Феодоро священную реликвию – Золотую колыбель, некогда вывезенную из Византии. Гордый князь не пожелал расстаться с древней святыней. После долгих переговоров с генуэзцами, которые угрожали силой забрать колыбель, князь решил спрятать ее в надежном месте — в пещере на горе Бойка, вверив её на хранение могучим горным духам. Те пообещали сохранить святыню для тех, кто пожелает возродить славный народ, населявший княжество.
Бойкинские пещеры, находящиеся на западном обрывистом склоне, не отмечены ни на одной из карт Крыма, и попасть в них можно только с помощью специального альпинистского снаряжения. Некоторые предания гласят, что в этих пещерах, уходящих вглубь горы, долгие века находятся древние люди, пребывающие в состоянии сомати. Может быть, они охраняют священную реликвию, найти которую не удалось еще никому? Хотя попытки были и неоднократные.
Говорят, что во время двух археологических экспедиций, проводимых на горе Бойка в 60-х гг. (под руководством профессора О.И. Домбровского) и 80-х гг. (под руководством ученого В.Л. Мыца), некоторым членам экспедиций, во время замера руин, очень часто становилось не по себе. Жители окрестных деревень, расположенных рядом с Бойкой, знают о загадочном влиянии горы на разум человека, и поэтому стараются обходить ее стороной. Но исследователей древних тайн это не останавливает. Гораздо ранее, в 1927 году, на бойкинском плато побывала еще одна экспедиция, под руководством ученого-оккультиста А.В. Барченко. Неоднократные попытки найти таинственную Шамбалу привели его в Крым, к подножию бойкинского горного массива. Поиск «тайных знаний в пещерах» закончился неудачно – один из членов секретной экспедиции сошел с ума, поэтому исследования пришлось прекратить. Отчеты об экспедиции, под грифом «Совершенно секретно», до сих пор хранятся где-то на Лубянке…
Другие искатели неизведанного побывали здесь во время Второй мировой войны. Пять членов немецкой службы «Аненербе», сопровождаемые 14 эсесовцами, летом 1942-го занимались на вершине горы поисками древних артефактов. Однако, после некоего происшествия, в спешном порядке покинули это место, унося с собой тяжелый ящик с неизвестным содержимым… Пятеро членов экспедиции так и не вернулись домой.
Мистическая гора
Гора Бойка – место малоизученное, а поэтому удивительное и загадочное. Плотная аура легенд, окутавшая её вершины, делает гору одним из самых мощных Мест Силы Крыма. Над бойкинским плато часто зависают НЛО, а стволы некоторых деревьев, растущих на территории массива, причудливо искривлены, что свидетельствует о его уникальной энергетике. Поэтому некоторые верят, будто на горе расположена инопланетная база, а другие уверены в существовании древнего портала, ведущего в иные измерения. Более приземленные искатели полагают, что на Бойке спрятано множество древних кладов. Иногда здесь видят парящих в воздухе старцев, одетых в белое, а возле развалин храма Спасителя одинокие туристы часто наблюдают картины древнего прошлого. Такие паранормальные явления могут быть связаны с многовековой историей этих мест – как известно, на любой обжитой территории иногда возникают призраки былого, но все это никак не объясняет, почему на гору неоднократно отправлялись секретные экспедиции. Археологи говорят о большом исследовательском потенциале данного места и негативно относятся к многочисленным любителям загадочного, считая, что они наносят вред средневековому памятнику истории.
Но разве можно запретить человеку любоваться восхитительной красотой этих мест? Дорога на Бойку, со стороны села Богатырь, начинается у небольшого, но очень живописного озера, в котором гора отражается как в зеркале. Идя по хорошо утоптанной тропе, под сенью вековых буковых деревьев, погружаешься в невероятную тишину, кое-где нарушаемую звуками природы. Тихо шуршит мягкая листва под ногами, слышится журчание горной реки, поют птицы, да шумят деревья. Более часа ходьбы уверенным темпом, немного поднажав у вершины, и попадаешь на идеально ровное каменное плато, испещренное гигантскими трещинами. Этот «Рунный Лабиринт», густо поросший лесом, — еще одно загадочное место на Бойке. Трещины, возникшие в скальной породе, образовали причудливые узоры, напоминающие древние рунические письмена. Но загадка решается очень просто. Подобные каменные поля называются карровыми и встречаются по всему миру, в местах, где растворимые, чаще всего известняковые породы, некогда находились под толщей ледников. Ледник впоследствии сошел, а трещины на месте растворенного известняка остались, образовав в скальной породе впечатляющий лабиринт. Однако ровность некоторых трещин поражает, и невольно задумываешься: а может все-таки не ледник стал причиной появления расколов?
С вершины Бойки открываются невероятные виды – утопающие в зеленой дымке лесные дали притягивают взор. Природа – лучший живописец и никогда не перестанет восхищать нас. Спустившись с горы, на подступах к Махульдурскому перевалу можно обнаружить остатки храма Спасителя, о которым писалось выше. Невысокие насыпи, из сложенных друг на друга камней, обозначают место расположения стен древней святыни. Рядом установлен железный крест. Под крестом находится несколько икон, предназначенных для паломников, и тут же стоит стеклянная трехлитровая банка для пожертвований, наполненная мелкими купюрами.
По всему плато Бойки разбросано великое множество родников с вкуснейшей горной водой. А на южном склоне, недалеко от турстоянки «Бойка», растут лесные сады – чаиры. Множество черешен, яблонь и груш готовы поделиться с путником своими вкуснейшими плодами. В местах расположения средневековых поселений до сих пор можно найти остатки поливной керамики из белой глины. А находясь у некогда надежных заградительных стен, почувствовать былую мощь древних сооружений.
Жанна Шишкова