Город Глозель во Франции часто называют местным Пилтдауном – в честь городка в Южной Англии, где найденные окаменелые останки были ошибочно приняты за недостающее переходное звено от обезьяны к человеку. Примерно так же ученые и археологи до сих пор спорят о том, что же было найдено в 20-х годах нынешнего столетия в одной из ям Глозеля.
Все началось с того, что корова одного из местных фермеров упала в яму. Когда за животным полезли люди, то они обнаружили, что это не просто яма, а целый подземный туннель, длина которого составляет около трех метров. Стены туннеля были выложены глиняными кирпичами со стеклянистой поверхностью, на некоторых кирпичах были заметны какие-то рисунки и надписи. Внутри туннеля находились человеческие кости, фрагменты керамических изделий и отполированный топор из камня.
Местом тут же заинтересовались местные учителя. Они вместе с 17-летним парнем, одним из обитателей дома, во дворе которого и была обнаружена яма, начали проводить свое собственное археологическое расследование. Позже к ним присоединились еще одна учительница, врач и начинающий археолог.
В результате дальнейших раскопок из земли достали кости, таблички, орудия из кремния и камни с нанесенными на них надписями. Согласно первому опубликованному докладу, находки относили к неолиту. На ферме даже организовали небольшой частный музей с выставленными в нем древними артефактами.
Но археологи Франции относились к найденному с недоверием. Дело в том, что часть экспонатов относились к более позднему периоду: это каменные топоры, грубо вылепленные горшки, керамические изделия различных форм. Самой загадочной находкой оказались несколько десятков кирпичей, на которых были нанесены надписи на неизвестном языке. Всего в музее были представлены около пяти тысяч экспонатов. А после того, как найденными артефактами заинтересовался директор Национального музея древностей и объявил Францию центром древней цивилизации, сюда активно стали приезжать туристы.
Скептики, однако, по-прежнему считали все находки весьма подозрительными. Во-первых, их настораживал тот факт, что артефакты относились к разным периодам, а найдены были в одном тонком слое почвы. Во-вторых, удивительно было и то, что многие предметы были в целости, что крайне редко случается при проведении подобных археологических раскопок. В-третьих, при изучении каменных топоров выяснилось, что их обрабатывали при помощи стальных орудий.
Тогда международный антропологический конгресс решил отправить специальную комиссию исследователей, которые должны были на месте выяснить, являются ли найденные предметы настоящими древними артефактами или нет.
В первый день раскопок археологи ничего не нашли, но уже во второй день им стали попадаться такие же предметы, как хранившиеся в фермерском музее. Ученые начали подозревать, что артефакты им подбрасывают. В итоге археологи сделали вывод, что найденные в Глозеле материалы не являются археологической ценностью.
Через некоторое время на ферму приехали полицейские и изъяли представленные в музее экспонаты. В результате детальных исследований выяснилось, что многие костяные и каменные артефакты изготавливались при помощи металлических орудий, а в состав глины, из которой были сделаны горшки, входили фрагменты хлопковой ткани и мха, поэтому они не могли быть обожжены и растворялись в воде. Горе-археологов обвинили в мошенничестве, на них даже подали в суд.
Однако через 25 лет, когда ученые смогли определять возраст различных находок при помощи термолюминисценции, оказалось, что глозельские артефакты датировались от 600 г. до н.э. до 200 г. н.э. Что самое удивительное – подобного рода материалы во Франции больше нигде не были найдены. Среди экспонатов должны были быть фрагменты соответствующей тому месту и времени кельтской или гало-романской керамики, но таковых не было. Поэтому окончательную точку в данном противоречии ученые до сих пор так и не смогли поставить.