29После того как Рим стал республикой, римляне от тронов и прочих атрибутов монархии принципиально отказались. Высшие должностные лица Римской Республики сидели на курульных креслах. Этот предмет мебели они заимствовали у греков. В Греции он назывался «дифрос окладиос» и представлял собой раскладной стул с перекрещивающимися под сиденьем ножками.
По сути курульное кресло — античный вариант складного табурета без спинки. Очень простой и демократичный предмет мебели, который должен был подчёркивать народный характер римской власти, лишённой всякой показной роскоши. К тому же складной стул было удобно возить с собой в походе. Само римское название «sedia curulis» произошло от «magistratus curulis». Так называлась совокупность высших должностных лиц Римской Республики. Обладать курульным креслом имели право консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы. Из жрецов право на кресло имели только великий понтифик и члены коллегии жрецов. Раб носил курульное кресло за должностным лицом, чтоб у того была возможность вести муниципальные дела сидя в комфорте.
Однако изначальный вариант курульного кресла, без спинки, был не очень удобен для длительного сидения. Поэтому к нему добавили вставную доску-распорку, служившую одновременно опорой для спины. Впоследствии вместо дерева стали использовать другие материалы, такие как бронза и слоновая кость для отделки. Кресла становились всё более роскошными и перестали быть складными, поскольку в этом отпала необходимость. Курульные магистры теперь принимали посетителей в специальном помещении, так что таскать кресло за ними было уже не нужно.
Курульное кресло, в целом сохранив свою форму, становилось всё более роскошным. При этом, поскольку оно было официальным сиденьем должностных лиц, степень богатства отделки строго регламентировалась. Только Юлий Цезарь, став несменяемым диктатором, получил право на позолоченное курульное кресло. При этом до самого конца Римской Империи кресло императора троном официально не называлось. В период принципата императоры именовались принципами (первыми сенаторами), в период домината — доминами (хозяевами). Но не царями, а значит трон им не полагался. Приходилось обходиться скромным креслом, хоть и богато украшенным.
Ситуация принципиально изменилась только в Восточной Римской Империи. Византийские императоры обзавелись не просто троном, а сложным сооружением, которое сами византийцы именовали «автоматон». Для приёма иностранных послов была разработана особая церемония. К 7 часам утра у дворца собирались придворные. Император попадал во дворец из своих домашних покоев по системе коридоров и занимал своё место на троне. Придворных впускали в зал в сопровождении несущих жезлы остиариев. Когда чужестранец входил и падал ниц, начинали звучать органы. Встав, иноземец приближался ещё на несколько шагов к трону, после чего органы прекращали играть. Когда посол приближался на положенное расстояние, логофет дрома начинал задавать предписываемые протоколом вопросы: о здоровье его государя, его высших вельмож и благоденствии народа.
Одновременно с этим начинал работать повергающий в изумление варваров механизм трона. Лиутпранд Кремонский так описывал его работу: «Перед императорским троном стояло бронзовое, но позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы различных видов, тоже бронзовые с позолотой, певшие на разные голоса согласно своей птичьей породе. Императорский же трон был построен столь искусно, что одно мгновение казался низким, в следующее — повыше, а вслед за тем — возвышенным; [трон этот] как будто охраняли огромной величины львы, не знаю из бронзы или из дерева, но покрытые золотом; они били хвостами о землю и, разинув пасть, подвижными языками издавали рычание».
Императорский трон поднимался вверх над тронным залом, для чего использовался специальный скрытый подъёмный механизм. Оттуда, с высоты, император смотрел на послов и придворных, словно бы находясь выше людской суеты. В константинопольском дворце использовались все известные тогда способы произвести впечатление на посланников других стран, да и на своих подданных тоже. Императорская власть должны была выглядеть чем-то заведомо непостижимым и сверхъестественным, потрясающим воображение и невообразимо могущественным.