Расправы после смерти обычно удостаивались люди, которые при жизни были весьма могущественными. Так, римский папа Стефан VI, взошедший на папский престол в 896 году, «отличился» тем, что организовал суд над предыдущим понтификом Формозой.
Судебное заседание, подобного которому не сыскать в анналах «вечного города», развернулось в Латеранской базилике. Труп Формозы вырыли из могилы, обрядили в папские одежды и посадили на трон. Папа Стефан VI подверг его посмертному допросу, в ходе которого за покойника отвечал, подражая его голосу, спрятавшийся за троном дьякон.
После окончании судебного разбирательства по обвинению в нарушении церковного права, избрание Формозы Папой было объявлено недействительным, его указы отменены, а пальцы, которыми он совершал крестное знамение, были отрублены. С тела Формозы сняли папские одежды, проволокли по улицам Рима и закопали в братской могиле для чужеземцев.
Вскоре его тело было выкопано, вероятно, кладбищенскими ворами, ожидавшими богатой поживы, а после того, как выяснилось, что взять с мертвого Папы нечего, они сбросили его в Тибр с грузом, привязанным к ногам. Это кощунство не оставило равнодушными жителей Рима. Папа Стефан VI был низложен, заточён в темницу и там, по сложившейся традиции, удавлен.
Оксфордский ученый и философ Джон Уиклиф при жизни, видимо, так прогневил священнослужителей своими требованиями провести реформацию Римской католической церкви, что ему их припомнили аж 40 лет спустя после смерти. 4 мая 1415 года Констанцский собор постановил:
Святой собор заявляет, определяет и выносит приговор Джону Уиклифу как отъявленному еретику, который умер утвержденным в своей ереси. Собор проклинает его и осуждает воспоминания о нем. Собор также постановляет и предписывает, чтобы его тело и кости, если они могут быть распознаны среди тел других верных людей, были извлечены из земли и выброшены подальше от церковных кладбищ согласно установленным канонам и законам.
Трудно даже представить, как выглядели останки Уиклифа, пролежавшие четыре десятка лет в земле, когда их предавали экзекуции, но на средневековой гравюре изображены лишь кости.
Отношение к самоубийцам в Средние века было крайне отрицательным. Общество и церковь однозначно высказывало свое отношение к осмелившимся лишить себя жизни. Мало того, что их запрещали хоронить на общем кладбище, так еще и порой после смерти подвергали наказанию.
Так случилось, например, с жителем Эдинбурга Томасом Добби, который утопился в карьере недалеко от аббатства Холируд 20 февраля 1598 года. Когда его тело извлекли из воды, то хоронить сразу не стали, а поволокли в суд. Там мертвеца подвергли пыткам.
И, видимо, тот сознался, что не просто так утонул, а утопился по наущению дьявола. В средневековых застенках, похоже, даже мертвые сознавались. В результате, судьи приговорили Томаса Добби к повешению. На следующий день его тело протащили по городу и вздернули на виселице.
Казни мертвецов были распространены во многих странах Европы. Классический пример — публичная казнь в Англии мертвого Оливера Кромвеля. Его тело, захороненное в часовне Генриха VII Вестминстерского аббатства, достали из могилы и публично обезглавили. Потом голову выставили на крыше Вестминстер-Холла, а тело повесили.
Любопытно, что когда Кромвель был в зените славы и триумфально въезжал в Лондон, он, следуя заветам римлян, «помнил о смерти». Офицер свиты восхитился тем, что протектора встречает так много людей. «Если бы меня везли на эшафот, — ответил Кромвель, — зевак было бы не меньше».
Так оно и случилось. Расправа над мертвым Кромвелем собрала огромную толпу. Вместе с ним посмертной казни предали и трех его усопших соратников: Генри Айртона, Томаса Прайда и Джона Брэдшоу. Их тоже вытащили из могил, судили, казнили, после чего вывесили останки на цепях в Тайберне.
Традиция расправ над мертвыми просуществовала в Англии довольно долго. Так, в начале XIX века главным злодеем в Англии считался некий Джон Уильямс. Вся страна обсуждала его жестокость и силу после того, как в декабре 1811 года он плотницкой киянкой забил до смерти две семьи в районе Рэтклиф Хайвей в Ист-Энде.
По этой киянке его вскоре и вычислили. Жители Лондона буквально считали дни до его публичной казни, чтобы полюбоваться на нее. Однако злодей Уильямс обманул народные чаяния и накануне своей казни повесился в тюремной камере.
Чтобы избежать народных волнений, власти решили не отменять экзекуцию. При большом стечении людей на площади перед тюрьмой New Gate мертвого Уильямса сначала повесили, затем опустили на эшафот, вынули из петли и вколотили ему в сердце осиновый кол. А для полной гарантии, что этот злодей уже никогда не воскреснет, его тело сожгли.
Нередко в Англии людей приговаривали к комбинированной казни. Сначала их вешали, а потом еще и издевались над их мертвыми телами. Например, в середине XV века священник Роджер Болинброк за участие в заговоре герцогини Глостерской был сначала повешен, потом обезглавлен, а затем еще и четвертован. Обезглавливать трупы повешенных в Англии продолжали и в XIX веке.
Например, в 1817 году таким образом казнили троицу мятежников, известную как Pentrich Martyers, — Иеремия Брандрет, Уильям Тёрнер и Исаак Ладлам. Их сначала повесили, а затем палач по очереди отсекал трупам головы и воздевал вверх со словами: «Узрите голову предателя!». Это был последний случай использования для казни топора в Британии.
В отличие от Англии, во Франции мертвых правителей не казнили, зато там жестоко расправились с усопшим убийцей короля. 1 августа 1589 года 22 летний монах доминиканец Жак Клеман вонзил отравленный кинжал в живот королю Франции Генриху III в предместье Парижа Сен Клу.
Клемана убедили, что убийство короля останется для него безнаказанным, поскольку сразу после покушения он по воле Божьей станет невидимым, а значит, избежит наказания. Понятно, что невидимым после этого преступления Клеман не стал, зато стал мертвым. Слуги короля тут же его закололи.
На следующий день, 2 августа 1589 года, состоялся судебный процесс над трупом монаха. Ему был оглашен приговор: «Труп вышеупомянутого Клемана четырьмя лошадьми разорвать на четыре части, после чего сжечь их, а пепел высыпать в реку, дабы окончательно уничтожить всякую память о нем». В тот же день приговор привели в исполнение.
В России официально мертвецов не казнили, но порой подвергали самосуду. Например, в начале XVII века мертвое тело самозванца Гришки Отрепьева, который остался в истории как царь Лжедмитрий I, решено было подвергнуть так называемой «торговой казни». В течение первого дня после убийства он лежал в грязи посреди рынка. На второй день с торговых рядов был принесён стол или прилавок, на него положили тело Дмитрия. На вспоротый живот бросили маску, одну из тех, которые сам царь готовил для придворного карнавала, а в рот воткнули дудку.
Три дня длились надругательства москвичей над телом — его посыпали песком, мазали дёгтем и «всякой мерзостью». Но и на этом не успокоились. Спустя некоторое время после захоронения Лжедмитрия, тело его вырыли из ямы, сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили.
Другой известной расправой над трупом стала посмертная казнь походного атамана донских казаков Кондратия Булавина. Он поднял восстание после того, как князь Юрий Долгорукий по царскому указу в восьми казацких станицах схватил и выслал на прежнее место жительства до 3 тысяч беглых крепостных. Это вызвало возмущение среди казаков, которое возглавил Степан Булавин. Ночью он напал на князя Долгорукого, убил его и всех бывших при нем офицеров и солдат числом около тысячи человек.
7 июля 1708 года верные царю казаки окружили дом, где укрылся Булавин со своими ближайшими соратниками, и решили его поджечь. Булавин, увидев, что дом обкладывают камышом, решил не ждать гибели в огне и застрелился из пистолета. Тело Булавина, для удостоверения жителей в его смерти, было отвезено в Азов и там, по отсечении головы, повешено за ногу. Священники отказались хоронить тело бунтовщика на местном кладбище.
В нескольких километрах к югу от польского города Гданьска в склоне горы вырублен склеп, где покоится рыцарь Казимир Пицалуский, участвовавший в первом Крестовом походе (1096-1099 года). У себя на родине рыцарь «прославился» тем, что огнем и мечом насаждал веру Христову среди языческих племен и жесточайшим образом пытал тех, кто никак не желал веровать в Иисуса.
В одном из сражений с язычниками он пал на поле брани. Враги выкрали с поля битвы тело жестокого крестоносца, утащили его к себе в лагерь и там разрубили на куски и сожгли. Позже соратники собрали его останки и замуровали в горном склепе.
Папа Урбан II (1042—1099) специально приезжал из Рима, чтобы лично проклясть крестоносца и место его последнего пристанища, и обещал страшное наказание на земле и адские муки в загробной жизни тому, кто откроет могилу и посмеет нарушить покой Казимира Пицалуского.
Археологи уже давно пытаются пробраться в жуткую могилу и предлагают 25 тысяч долларов тому, кто отважится открыть тяжелую железную дверь и войти внутрь. Пока папская угроза оберегает склеп рыцаря от непрошеных гостей.
Использованы материалы статьи Олега Александрова