В эпоху Средневековья в северо-западных землях России устанавливали вписанные в круг кресты. По форме они очень напоминают аналогичные артефакты, которые находят в Ирландии. Откуда же «кельтские кресты» появились на Руси, ведь святой Патрик, который, по преданию, принес их на Изумрудный остров, на востоке Европы не бывал?
Находки в России, Ирландии, Франции
«Круглые кресты» высекались из камня или вырезались из дерева. Известен, например «Алексеевский крест» XIV века, найденный в Софийском соборе в Новгороде. К этому же периоду относится «Людогощинский крест», относящийся к типу поклонных крестов – он был установлен в новгородской церкви Фрола и Лавра (известно имя мастера – Яков Федосов). Закладные кресты есть в нишах, расположенных в стенах и других церквей Новгорода – например, Спаса на Ковалеве, Рождества Богородицы на Михалице, Волотовой Успенской церкви.
Отметим, что аналогичные артефакты из Ирландии несколько древнее – они датируются IХ—XII веками. А вот находки, сделанные в западной части Франции, по возрасту совпадают с российскими – они не старше XV века.
Отличия «русских» крестов от ирландских
Обнаруженные на российском Севере древние кресты по форме почти повторяют ирландские образцы, однако, в отличие от них, лучи крестов выходят за окружность незначительно. Кроме того, нижняя часть основания кельтского креста, как правило, шире верхнего луча, что придает ему сходство с трапецией. Находки, сделанные в русских городах, проще по исполнению, чем западноевропейские. На них, как правило, нет резного орнамента или высеченных рисунков.
Кельто-варяжская версия
Согласно одной из гипотез, основатель древнерусской княжеской династии Рюрик мог быть выходцем из кельтских земель. Известен древнеримский город Аугуста Раурика, основанный на месте поселения галльского племени рауриков – от этого названия и выводится имя основателя династии Рюриковичей. Если варяги до своей ассимиляции славянами действительно были носителями кельтской культуры, нет ничего удивительного в том, что остатки этой культуры сохранились в Новгороде и его окрестностях.
Наследие ирландских проповедников
Не исключено и влияние ирландского христианства. Сам святой Патрик вписал крест в круг с целью показать язычникам, что Христос подобен Солнцу. После Патрика миссионеры из Ирландии, где сложилась своеобразная церковь, проповедовали по всей северной Европе. Изумрудный остров был самостоятельным центром христианства наряду с Римом и Константинополем. В кельтской церкви господствовали монастыри, здесь укоренились некоторые еретические идеи — например, пелагианство. Эта теория выходца из Бретани Пелагия гласила, что человек достигает спасения благодаря собственным добрым поступкам без участия Божьей благодати. Из Ирландии могла придти на Русь традиция колокольного звона, которая лишь позднее укрепилась в Константинополе. В «Повести временных лет» (запись за 1051 год) упоминается, что Печерский монастырь был основан святым Антонием Печерским, когда к нему пришло 12 будущих иноков. Именно такое число монахов было необходимо для основания монастыря по ирландским уставам.
Впрочем, есть и факты, опровергающие это предположение. Историки приводят примеры бытования «кельтских» крестов не только на Руси, но и в Византии, до которой влияние ирландцев не достигало и которая являлась основным источником христианской веры для восточных славян.
Языческий след
Не исключается также независимый дохристианский генезис данных артефактов. Так, исследователи Галина и Роман Паранины считают, что почитавшийся в Северной Европе крест в круге восходит еще к мегалитическим прообразам – изображениям лабиринта.
Можно вспомнить и о том, что лежащий в основе ирландских и русских находок «солнечный крест» – один из древнейших символов, встречающихся в Европе и на Ближнем Востоке со времен неолита. В бронзовом веке подобные изображения напоминали людям о колесницах, колеса которых были снабжены четырьмя спицами. Возможно, что древние мастера как в Ирландии, так и на Руси не стали отказываться от привычных для них образов, придав им новое, христианское содержание.