Тайна сооружения Александровской колонны: вопросы остаются

Одним из самых загадочных артефактов Санкт-Петербурга является Александровская колонна и её появление.

Александровский столп (Александринский) — памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов.

Александровская колонна

Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела (похожего внешне на императора Александра), выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб — это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита.

Александровская колонна

Её вес составляет 604 тонны. Высота памятника — 47,5 метров, гранитного монолита — 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону.

Исследуя качество изготовления колонны, её форму и вес, однозначно можно сделать вывод, что без механизмов и машин изготовить её невозможно. Но и сегодня в мире нет такой машины, в которую можно было бы закрепить каменную глыбу и выточить из неё подобное. Более того, у нас нет технологий, чтобы добыть такой монолит из карьера, и самое главное – мы не можем просто перевезти его к месту обработки, а потом – к месту установки.

Александровская колонна

А теперь подвергнем критическому анализу то, что нам рассказывают о возведении Колонны на Дворцовой площади историки.

Чиновники при царе Николае I пригласили архитектора Огюста Монферрана возвести монумент в честь победы России и предыдущего императора Александра Первого над Наполеоном Бонапартом. В 1834 году по проекту Монферрана в самом центре площади установили колонну из розового гранита. Для доставки в Петербург в 1832 году сконструировали специальную баржу. Александрийский столп, кроме своих размеров, уникален еще и тем, что стоит ничем не закрепленный и не поддерживаемый. В вертикальном положении более полутора веков его удерживает собственный вес и расчеты талантливого архитектора. Невероятно в этом не столько то, что колонна не падает (ее основание достаточно широко), а то, что фундамент за полтора столетия не дал усадку, и не произошло отклонение от вертикали.

Александровская колонна

Работы по монтажу прошли быстро. В вертикальное положение колонну подняли чуть больше, чем за полтора часа. Задействованы в операции были без малого 2,5 тысячи солдат и рабочих. В качестве рычагов (по совету Архимеда) использовали 1250 сосновых бревен.

Александровская колонна

Всё очень гладко и понятно. Но только в теории….

Начнем с конца – этап доставки и установки колонны. Метод более чем спорен: постройте из спичек помост, а потом прокатите по нему пудовую гирю. Выдержит?

Еще более сомнительна технология подъема – технико-математическая модель такой операции не выдерживает никакой критики.

Александровская колонна

Переходим к этапу изготовления. Вес обработанной колонны составлял более 600 тонн. Сколько тогда весила заготовка под неё? Кто и когда обрабатывал такие монолиты?

Александровская колонна

Несколько слов о том, кого историки называют создателем Александрийской колонны. Зовут мастера Суханов Самсон Семёныч. Оказывается, за счет освоения неизвестной сегодня технологии обработки камня бывший крепостной Самсон одел в гранит весь Санкт-Петербург, в том числе стал изготовителем колонн ко всем известным соборам и многих памятников. «Крестьянский сын Самсон Суханов (пишет историк)… поначалу трудился вместе с шурином, перенимал каменотесные навыки, привыкал к молотку, да к зубилу. Привык — работа пошла легко. Играючи Самсон ворочал тяжеленные глыбы, и они охотно ему поддавались. Словно открыл он секрет: в какое место надо зубилом прицелиться, с какой силой ударить».

Александровская колонна

Если верить историкам, то Самсон Суханов возле деревни Пудость, под Гатчиной, нашел залежи волшебного камня, который, пока лежит в земле, мягкий, как масло, что его обычной ножовкой резать можно. «А вынь его из земли — другое получается: чем больше на воздухе находится, тем тверже становится. Обрабатывать камень легко, а по прочности он, как мрамор».

Александровская колонна

Видимо, историки хорошо изучили сказки, а вот изучать технические науки было лень, либо просто невыгодно. Ведь если бы они почаще обращались за консультациями к инженерам, то официальная версия истории давно бы посыпалась, как карточный домик.

Возвращаемся к Александрийской колонне. Колонна сделана из розового гранита, вес — 604 т, ее венчает ангел с женскими чертами лица (якобы с лицом Александра I). Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с орнаментами из бронзовых доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия.

Александровская колонна

Если Александровская колонна воздвигнута в честь победы русского оружия над Наполеоном, почему на барельефах такое количество римских богов, ангелов и символов? Зачем там «сфинкс» и «всевидящее око». Неужели все они принимали участие в боевых действиях?

Это то же самое, если бы на панораме Сталинградского сражения нарисовали бы, например, планеры первой мировой или персидские колесницы, атакующие немецкие траншеи. И над всеми летали ангелы. Может, всё таки, старый памятник просто переделали, оставив приемлемые детали, добавив к ним некоторые новые?…

Возможно, в 1834 году её не устанавливали, а открывали после реставрации, с новой скульптурой наверху и заплатками в основе. Обновили и основание, добавив к римским богам и богиням элементы русского оружия и доспехов.

История говорит: открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии.

Самое активное участие в установке Александровской колонны принял генерал-лейтенант А. А. Бетанкур — архитектор и инженер, организатор строительства и транспорта в Российской империи. Автор технологии закладки фундамента Исаакиевского собора. Читаем энциклопедию: В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Этот способ был предложен А. А. Бетанкуром. К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установку колонны на пьедестал. Этой частью работ также занимался генерал-лейтенант А. А. Бетанкур. Им в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков. Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади инженеру А. А. Бетанкуру потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит. Тут лучше остановиться. Смотрим ту же Википедию, колонна установлена в 1834 году. Теперь глянем на личность А. А. Бетанкура: «Родился 1 февраля 1758 — умер 14 (26) июля 1824) — испанский, затем российский государственный деятель и учёный». А теперь сравним дату смерти А.А.Бетанкура с датой установки колонны. В 1834 он был жив и здоров, если верить историкам, после этого скоропостижно скончался в 1824 году…Неправда, странно?

Некто Самсон (Семёнович или Ксенофонтович) Суханов со своей артелью одел в гранит город за два десятилетия, набережную, каналы, фундаменты зданий — это миллионы тонн. Тесал античные колонны, памятники и статуи по три штуки в день. Потом бесследно исчез и умер в нищете, хотя при жизни его никто не видел (просто нет воспоминаний современников). Первые упоминания о столь значимом мастере появились только в начале 20 века, в 19 веке историки ничего о нём не слышали.

Некто В.П. Екимов отливал грандиозные статуи (почему-то все в том же античном стиле), однако и его никто не видел, скромным, видимо, был очень.
Всем известный А.А. Монферан, будучи всего лишь художником (в своих записках Вигель характеризовал Монферрана только как хорошего рисовальщика, более), не задумываясь, брался за грандиознейшие архитектурные проекты.

А. А. Бетанкур, как птица Феникс, воскресает через десять лет после смерти, для установки грандиознейшего памятника — Александровской колонны, мелькает, тут и там, руководит строителями и войсками, отмечается, где только можно.

…таких нестыковок столько, что историкам нужно было бы договориться между собой. Но писалось это в разное время, разными авторами, иногда не представляющими, что рядом пишется и другая история. По окончании работ была выбрана приемлемая версия, устроившая заказчика, а на шероховатости было решено не обращать внимания.

просмотров всего 262 , просмотров сегодня 1 

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: