Ла Йорона – легенда о призрачной женщине, которая плачет ночью по своим детям, стала известна после падения империи ацтеков и испанского завоевания. Она проклята и обречена вечно искать их в загробной жизни. По легенде, ночью, во время полнолуния можно услышать вой Ла Йороны: «О, дети мои!»
Шестое предзнаменование
Традиция науа гласит, что за десять лет до прибытия испанских конкистадоров в город Мехико-Теночтитлан, столицу империи ацтеков, произошло самое жуткое событие, которое считалось предзнаменованием конца эпохи.
Огненная полоса полыхнула по ночному небу и ударила в дом бога огня Сюхтек-Кутли вскоре после того, как начался дождь, и храм бога войны Уицилопочтли внезапно загорелся.
Это положило начало восьми дурным предзнаменованиям («Плачущая женщина» – было шестым предзнаменованием), которые будут мучить императора Монтесуму и его народ роковыми предчувствиями испанского завоевания. Эти знамения передают общее чувство в самой могущественной цивилизации доиспанских времен, когда они были свидетелями того, как их мир, их боги и их верования были сокрушены католическим крестом и испанскими мечами. В частности, существует предзнаменование, которое вышло за пределы времени и вложилось в коллективное воображение в форме легенды. В настоящее время он представляет собой богатство устной традиции в центральной Мексике.
Плачущая женщина
В те роковые дни Теночтитлан был разрушен наводнением, и по городу ацтеков поползли слухи о женщине, которая бродила ночью по улицам и плакала. Люди называли ее “Ла Йорона” (плачущая женщина). В Кодексе Дюрана утверждается, что Монтесума был осведомлен об этой ситуации и приказал своим людям, особенно Кальпиккам (жрецам, ответственным за выполнение приказов тлатоани), разгадать тайну, вступив в разговор со сверхъестественным существом:
-Если вы встретите женщину, которая бродит по улицам, плача и стеная, попросите их спросить, почему она плачет и стонет. Скажите священникам, чтобы они выяснили все, что смогут, пока не будут удовлетворены полученной информацией (История Индий Новой Испании (490-491))
Эта легенда также тесно связана с определенным видом богинь. Сверхъестественная сторона Ла Йороны, вероятно, связана с этими сущностями. Ацтекские верования гласят, что женщины, умершие во время родов, становятся Чиуатетео, сверхъестественными богинями, которые, согласно Бернардино де Саагуну, автору Флорентийского Кодекса, плавали в воздухе и время от времени появлялись перед живыми, принимая человеческий облик:
“Чиуатетео задерживаются на перекрестках, где они могут ранить прохожих, поэтому родители запрещают своим детям выходить в определенные дни года, чтобы предотвратить их встречу с богинями, которые могут причинить им вред.” (Флорентийская Рукопись (Книга, Которую Я))
Люди верили, что эти богини приняли человеческий облик, чтобы преследовать путников и ночных странников, которые слушали их странные причитания. Между тем, люди также связывали этих таинственных женщин с Чиуакоатль, богиней плодородия, которая управляла Чиуатетео, что, вероятно, вдохновило первую версию легенды. Согласно книге “История Тласкалы”, написанной Диего Муньосом Камарго, ацтекская богиня-мать бродила по городу Теночтитлану, объявляя о грядущих трагедиях.
Версии легенды Ла Йорона
Первая версия
История плачущей женщины стала известна после падения империи ацтеков. В колониальную эпоху западные элементы испанской и христианской культуры проникли в устную традицию ацтеков, положив начало современной версии легенды: женщина-метис влюбляется в испанца и, будучи отвергнутой им, решает утопить своих детей, прежде чем покончить с собой. Теперь же по ночам на улицах появляется призрак скрытой вуалью скорбной женщины, оплакивающей своих потерянных детей. “Ла Йорона” остается популярным именем среди людей в Мексике и других странах Латинской Америки, таких как Гватемала, Аргентина, Колумбия и Сальвадор.
Вторая версия
В этой версии рассказывается о молодой крестьянке которую звали Мария. Она вышла замуж за богача. Какое-то время они жили счастливо, у них родилось двое детей, прежде чем Мария стала ему не интересна. Как-то раз, прогуливаясь возле реки со своими двумя детьми, Мария увидала, как ее супруг проехал в своей коляске с молодой красоткой.
В порыве гнева она бросила своих детей в реку и утопила их обоих. Когда ее ярость утихла, и осознав что совершила, она погрузилась в такое глубокое горе, что провела остаток своих дней, плача у речки в поисках своих детей. Согласно другой версии она, после того как утопила детей, кинулась в реку и утопилась.
Третья версия
В других же версиях Мария, это была тщеславная женщина, проводившая свои ночи, в разврате, не заботясь о своих детях. После одной пьяной пирушки она возвратилась домой и обнаружила, что дети утонули. За это она была проклята искать их в загробной жизни.
Константами легенды всегда выступают мертвые дети и плачущая женщина, как человек, так и призрак. Ла Йорону часто видят в белом, плачущей о своих детях рядом с проточной водой.