Эти странные камни — тайна, уходящая корнями вглубь времен. Они будят воображение, привлекая к себе внимание ученых, романтиков и шарлатанов. А знаете ли вы, что Швейцария богата мегалитами? Энтузиасты находят все новые артефакты прямо в окрестностях Цюриха! У одних мегалиты ассоциируются с кельтами и обрядами друидов, другие видят в них следы неведомых цивилизаций, быть может, даже внеземных.
Ученые смеются над теми и другими. Но главного не знает никто: кто и зачем вкапывал в землю эти многотонные глыбы, расставлял рядами в прихотливом порядке, громоздил друг на друга? Что это? Культовые сооружения? Гробницы? А может, обсерватории? Энтузиасты неоднократно доказывали, что многие мегалитические памятники ориентированы по небесным светилам.
Термины, которыми принято обозначать разновидности мегалитов — менгиры, дольмены, кромлехи, происходят из бретонского языка. Именно в Бретани находится наибольшее количество мегалитов, изучать которые ученые начали в конце XVIII века. Менгиром называют отдельно стоящий высокий камень, дольменом — «стол» из каменных плит с перекрытием, кромлехом — камни, выстроенные кругом. Знаменитый Стоунхендж в Южной Англии — это кромлех. Мегалиты встречаются во многих частях света. Есть они и в Швейцарии, причем многие по уникальности не уступают своим бретонским и английским собратьям. И некоторые можно увидеть прямо в окрестностях Цюриха!
«Мини-Стоунхендж из Зойлиамта»
Регион Кнонау (Knonaueramt) в округе Аффольтерн (Affoltern) лежит в 15 минутах езды от Цюриха по трассе на юго-запад. Местные жители называют его Зойлиамт (Sauliamt) — в память о свиньях, которых здесь некогда выращивали для стола горожан. Здесь, в лесных массивах вокруг коммун Аффольтерн-на-Альбисе, Метменштеттен и Риферсвиль (Affoltern am Albis, Mettmenstetten, Rifferswil), энтузиасты обнаружили массу мегалитов, о существовании которых местные жители даже не подозревали.
Ханс Визнер (Hans Wiesner) — региональный политик и владелец турагентства, специализирующегося на нестандартных маршрутах. Мегалитическая культура каменного века — его давняя страсть, и, к большой его радости, далеко ехать ему за ней не пришлось. «Гвоздь» его пеших маршрутов — кромлех, скрывающийся в лесу на окраине Аффольтерна-на-Альбисе. С его подачи журналисты уже прозвали памятник «Мини-Стоунхендж из Зойлиамта».
К новоявленной достопримечательности Визнер регулярно водит туристов и газетчиков. Если не знать о существовании кромлеха, можно легко не заметить его в лесной чаще. Девять менгиров высотой не больше метра стоят кругом, самый большой — высотой в человеческий рост. Лес сохранил их, ведь те мегалиты, что стояли открыто, просто не дожили до наших дней.
Крестьяне убирали их со своих полей, а зачастую использовали в качестве стройматериалов.
«Такого плотного скопления мегалитов, как в нашем регионе, нет нигде, кроме Бретани и Англии», — хвалится Визнер. На карте мегалитов Аффольтерна обозначено 50 аллей менгиров, 10 кромлехов, несколько дольменов и множество отдельно стоящих камней. В том, что мегалиты — дело рук древних предков нынешних швейцарцев, Ханс Визнер не сомневается: «Да, эти камни когда-то принес ледник, но он не мог так расставить камни! И ни один грибник не станет ворочать эти глыбы ради развлечения».
Кельты ни при чем
В комиксах про Астерикса и Обеликса последний занимается изготовлением и продажей менгиров. Жившие на территории Швейцарии гельветы, как и отважные галлы, были кельтами. Однако версия о причастности кельтов к сооружению мегалитов не более состоятельна, чем бытовавшее убеждение, что эти камни таскал и расставлял лично Сатана. По оценкам специалистов, большинство мегалитов в Европе были установлены между 5000 и 1500 г. до нашей эры. Ни о каких кельтах в эти дремучие времена говорить не приходится. Кельты просто не застали цивилизацию, оставившую после себя эти странные памятники.
Менгиры создали люди неолита, перешедшие от охоты и собирательства к земледелию и оседлому образу жизни. Это веха, важная для историков. Ведь сооружение мест поклонения, гробниц, обсерваторий (поверим романтикам) само по себе означало, что племя закрепляло территорию за собой. Обработка и установка камней требовала недюжинной организации и усилий множества людей. Ведь они не знали колеса! По всей вероятности, камни обвязывали канатами и тащили волоком по подложенным бревнам. Сами канаты — свидетельство технологий, далеко ушедших от эпохи неандертальцев.
В Швейцарии самые известные мегалиты находятся в Романдии и в Граубюндене. Так, между муниципалитетами Эссерт и Оборанж (Essert, Auboranges) граничащих кантонов Во и Фрибур расположен менгир Pierre du dos a l’ane. Возраст памятника составляет 4500–1500 лет до н.э. Высота его 5,6 метра, вес около 25 тонн, это крупнейший из известных подобных камней Швейцарии. В Граубюндене, в коммуне Фалера (Falera), на высоте около 1200 м расположен огромный парк мегалитов, который носит название парк Мутта (La Mutta). Парку не менее 3500 лет, он относится к бронзовой эпохе. Один валун, расположенный на западе парка, имеет название «Смеющийся мегалит». Он напоминает голову человека, который смеется. Немало интересных мегалитов на берегах Женевского и Невшательского озер. И вот теперь на картах охотников за менгирами появился кантон Цюрих.
Мистер Мегалит
Рихарда Валькера (Richard Walker) называют Мистер Мегалит. Инженер-строитель на пенсии, именно он случайно обнаружил «стоунхендж» в Зойлиамте. «Путеводитель по Кнонау и долине реки Зиль упоминал о памятниках каменного века в Херферсвиле (Herferswil, кантон Цюрих). Это было недалеко от моего дома. Я удивился, поскольку никогда не слышал о мегалитах в этих местах», — рассказывает Валькер.
Увидев одни мегалиты, он отправился на поиски других. За информацией он обращался к местным жителям и специалистам. Так Рихард Валькер нашел множество новых мегалитов, не отмеченных на картах. В результате были составлены новые карты, куда внесли все обнаруженные объекты. Именно этой картой пользуется турагентство Ханса Визнера. В 2011 году Рихард Валькер опубликовал брошюру на 66 страницах, где подробно описал и представил мегалиты Зойлиамта, как известные, так и найденные лично им.
Вот, к примеру, «дырявый камень» у дороги возле Метменштеттена. В верхней части менгира зияет отверстие величиной с 5-франковую монету, в дни равноденствия сквозь него четко видно заходящее солнце. Чуть дальше, в Грютхау (Gruthau), можно увидеть L-образный ряд из 100 с лишним камней, которые «возглавляет» величественный крупный менгир.
Камни выглядят «дикими», они невысоки, и лучше всего ими любоваться весной и поздней осенью, когда их не скрывает снег или растительность. Валькер обеспокоен: недавно в этой аллее обнаружилось «прибавление» — новые камни. Несомненно, кто-то имеет интерес к культовому сооружению и, вполне возможно, использует его для ритуальных практик. С мегалитами такое случается часто — людей с богатым воображением много. Но Валькера беспокоит не это, а то, что мегалиты не защищены от вандализма, которым он считает в том числе и такую «самодеятельность». Кроме того, их запросто может разрушить техника, используемая лесничеством, ведь о существовании новых мегалитов никто даже не знает. А местные власти меж тем не спешат брать их под охрану.
Не каждый камень — история?
Власти кантона Цюрих осторожны в оценках. «Ориентация камней по светилам еще не свидетельствует об их культурно-исторической значимости, — говорит представитель дирекции застройки и землепользования Маркус Пфаннер (Markus Pfanner). — Единственное, что имеет значение для археологов — сами камни, наличие следов обработки и конструкция сооружений. В окрестностях Кнонау валяется много камней. У некоторых действительно можно заметить некий порядок в расстановке, но большинство расположено хаотично. Возможно, некоторые из них и относятся к эпохе неолита, но еще никто не смог этого доказать».
Некоторые новые мегалиты все же были нанесены на карту археологических объектов. Например, длинная аллея камней в лесу местечка Ванненбоден у деревеньки Веттсвиль (Wannenboden, Wettswil) к северу от треугольной развязки автобанов A3 и A4 (съезд 31). Или так называемая «Стена кельтов» в Хеферсвиле (Heferswil), наведшая Рихарда Валькера на след «Мини-Стоунхенджа». Сам «стоунхендж» также попал на карту, но не за свою уникальность, а лишь потому, что по соседству ведутся раскопки средневекового поселения.
Определить возраст мегалитов Зойлиамта без помощи профессионалов не представляется возможным. Да и профессионалы не всегда едины в оценках. Однако сам энтузиаст не сомневается ни в подлинности древних камней, ни в том, что их необходимо беречь. «Несмотря на то, что мегалиты — свидетели доисторических времен, для меня это такая же история страны, как „Клятва Рютли“, с которой начался Швейцарский союз».