Гениальный полководец Александр Македонский за 11 лет своей военной карьеры покорил полмира, не проиграв ни одного сражения.
Именно поэтому после внезапной кончины его тело стало считаться самым надежным талисманом, защищающим страну от врагов. Многие правители мечтали похоронить у себя на родине великого завоевателя, и за его останки развернулась настоящая битва…
Тайна, покрытая мраком
Александр скончался в Вавилоне (город находился неподалеку от современного Багдада) в 323 году до н. э. Несчастье произошло внезапно — царю не было еще и 33 лет! Что подкосило молодого и достаточно крепкого мужчину — большой вопрос. Самые ранние источники сообщают, что он заболел после очередного пира: по уверениям современников, император очень любил вакханалии и частенько злоупотреблял этим делом. Приступы болезни накатывали один за другим, в конце концов Александр слег. «Болезнь усиливалась; созвали врачей, но никто не смог ничем помочь», — писал Диодор.
Другие источники полагают, что царя свел в могилу брюшной тиф. По версии третьих, он просто мог догуляться до дурной болячки, которую ему передала одна из наложниц. А в последнее время популярной стала версия о том, что на тот свет полководца отправила… собственная супруга Роксана. Причем она отравила возлюбленного, приревновав его даже не к женщине, а к мужчине — любовнику императора Гефестиону. Последний скончался примерно при таких же странных обстоятельствах, что и македонский царь. У обоих перед кончиной наблюдались одинаковые симптомы типичного отравления — резкая боль в желудке, повышенная температура, судороги…
Похищение века
Как бы там ни было, но после смерти Александра вокруг его немалого наследства начались нешуточные распри. Приближенные царя стали спорить между собой и делить царское имущество. В итоге целых семь дней Македонский пролежал на своем смертном одре не погребенным. Наконец военачальники и вельможи спохватились и вспомнили о покойнике. Тело набальзамировали, на голову надели царский венец. И тут встал вопрос, где захоронить правителя «всех времен и народов». Долго спорили-рядили и, так ни о чем и не договорившись, временно предали тело вавилонской земле, но после этого еще пару лет ругались из-за места последнего пристанища царя.
Наконец выбрали, по одним сведениям, Македонию, по другим — Египет. Гроб выкопали и снарядили в путь большой кортеж. Останки повезли из Вавилона на юг через Сирию, Палестину. Однако до пункта назначения караван не дошел. Птолемей I — ближайший соратник и полководец македонского царя — собрал свою армию и вышел навстречу траурной процессии якобы для того, чтобы воздать почести Македонскому. Но вместо этого дерзко напал на- похоронный кортеж, отобрал «трофей» и устремился с ним в Египет. Когда «почетный груз» прибыл в Александрию, по велению Птолемея тело снова набальзамировали, поместили в новый саркофаг и с великими почестями установили в мавзолее на центральной площади.
Сколько времени простояла посреди Александрии богатейшая усыпальница, доподлинно не известно. К саркофагу приходили поклониться многие выдающиеся личности. Так, римский император Август по прибытии в Египет приказал отвести его к могиле македонского царя. На тот момент Александр уже покоился почему-то в стеклянном гробу.
(На сей счет имеются свои версии. Дескать, один из Птолемеев, испытывая нужду в средствах, заменил золотой саркофаг стеклянным и присвоил драгоценности. Другие приписывают акт грабежа, Клеопатре). Потом исчез и стеклянный гроб. Но куда?
Сенсационная находка
За тысячу лет были предприняты сотни попыток выйти на след гробницы. И вот в 1989 году специалисты из Греции начали раскопки в 25 километрах от оазиса Сива. Район был выбран неспроста: Александр Македонский посещал Сиву и вроде бы мечтал быть здесь похороненным. В пользу этой версии говорит и тот факт, что Сивой этот райский уголок стали называть только несколько столетий назад, а в древности оно именовалось Сантарией: эксперты в области древних языков расшифровали это слово как «место, где покоится Александр». Археологи сосредоточили свои усилия у местечка Аль-Мираки, название которого произошло от древнегреческого слова «миракиан»: в переводе означает «молодой человек, умерший слишком рано».
Старания ученых были вознаграждены: в 1990 году они наткнулись на «необычайно величественное строение», которое могло принадлежать только особо почитаемой царственной персоне. Раскопки продолжались несколько лет, и сегодня мы знаем, как выглядела «усыпальница Александра Македонского». Большой храм с саркофагом внутри был окружен стеной в два метра толщиной, которую украшали цветные росписи и фрески. Главные ворота вели в просторное помещение, охраняемое двумя каменными львами — символами царской власти. Далее после сложных переходов путь приводил в зал (общая площадь 210 квадратных метров), сообщавшийся с небольшими помещениями, вход в которые был завален мощными гранитными плитами.
В пользу того, что тут был похоронен Македонский, говорят все постройки и росписи — они совершенно не свойственны для древнеегипетской архитектуры и настенной живописи, зато имеют много общего с оформлением македонских гробниц, в частности с захоронением отца Александра — Филиппа II. Сам по себе комплекс настолько огромен, что подобного ему нет ни в Греции, ни в Македонии, ни в самом Египте. Помимо прочего, тут были обнаружены обломки алебастрового саркофага, изготовленного за пределами Египта. Еще один верный знак — укрепленный над входом в гробницу барельеф с восьмиконечной звездой, личным символом величайшего завоевателя.
Три стелы
Январь 1995 года преподнес ученым новую сенсацию. Экспедиция, возглавляемая греческим археологом Лианой Сувалдис, обнаружила три стелы с надписями на древнегреческом. Надпись на первой гласила: «Александр. Амон-Ра. Во имя почтеннейшего Александра я приношу эти жертвы по указанию бога и переношу сюда тело, такое же легкое, как самый маленький щит, в то время когда я являюсь господином Египта. Именно я был носителем его тайн и исполнителем его распоряжений. Я был честен по отношению к нему и ко всем людям, и так как я последний, кто еще остался в живых, то здесь заявляю, что я исполнил все вышеупомянутое ради него».
Текст был написан примерно в 290 году до н. э., а его автор, несомненно, Птолемей I, которому Александр завещал перевезти свои останки в Сиву, Если верить надписи, Птолемей все-таки исполнил последнюю волю своего владыки, пусть и с большим опозданием.
Надпись на другом обелиске сообщает, что комплекс охраняли 30 тысяч солдат — свидетельство особой святости мавзолея. Третья стела содержит не менее любопытный текст: «Первый и непобедимый среди всех, который выпил яд, ни мгновения не сомневаясь». То есть получается, что Македонский был отравлен, а не умер от лихорадки или брюшного тифа, как утверждает большинство хроник.
Сама Лиана Сувалдис считает, что останки Александра находятся в Сиве, хотя и предполагает возможные варианты. Например, такой: по македонским традициям тело могло быть сожжено, а прах его поместили в сосуд, который под воздействием времени, климатических условий или землетрясений мог быть полностью разрушен…
Раскопки прекратить!
Как только ученые сообщили о сенсационных находках, тихий город Сива мгновенно превратился в место паломничества всех любопытствующих. Поток желающих посетить некрополь был настолько огромным, что властям пришлось проложить сюда шоссе.
Однако, несмотря на веские аргументы, нашлось и немало скептиков. Некоторые специалисты уверяли, что не находят ничего поразительного в том, что в египетской пустыне была найдена «македонская гробница». Дескать, в древности Сива находилась на пути между греческими поселениями в Ливии и Египтом. Другие склонялись к мысли, что захоронение Македонского нужно искать все-таки в Александрии: желание полководца быть похороненным под Сивой еще не значит, что Птолемей или его потомки перевезли саркофаг в отдаленный египетский оазис, лишив таким образом свою столицу столь ценной достопримечательности. В конце-концов в Каире собралась весьма авторитетная ученая комиссия, чтобы расставить все точки над I. После жарких дебатов она вынесла окончательный вердикт об «истинности сивской сенсации». Казалось бы, можно ставить точку. Ан нет! На место раскопок прибыли представители Греции и после тщательного изучения руин заявили: зря радуетесь, комплекс относится к более позднему периоду, и, скорее всего, здесь был погребен кто-то другой, может быть и самозванец! В конце 1996 года раздосадованные египетские власти отозвали лицензию у Лианы Сувалдис на продолжение раскопок — она, дескать, «бездоказательно вызвала ажиотаж вокруг раскопок в Сиве».
В общем, вопрос о месте последнего пристанища Александра Македонского по-прежнему остается открытым. Возможно, свет на него могут пролить новые раскопки. Только когда они теперь состоятся?!