Искусство Древнего Египта подчинялось строгим канонам, и подобная сцена весьма необычна для эпохи пирамид. Древнее царство (2649–2150 годы до н. э.) оставило не так много примеров изображений, на которых основные действующие лица стоят лицом друг к другу.
Она была жрица, её звали Меретит. А он был певцом по имени Кахаи и выступал перед фараоном. Они жили 4 400 лет назад в эпоху строительства пирамид, и их любовь нашла отражение в очень необычной сцене на стенах гробницы.
Гробница в Саккаре, где лежат не только останки этой пары, но и кости их детей и даже, возможно, внуков, изучается сотрудниками Маккуорийского университета (Австралия). На одном из изображений влюблённые смотрят друг другу в глаза и Меретит держит правую руку на плече Кахаи.
На Кахаи парик, воротник, юбка, браслеты и шкура леопарда. Он держит посох и скипетр — символы власти и ответственности (возможно, указание на то, что руководил придворными певцами). В гардеробе Меретит — длинный парик, короткое ожерелье, широкий воротник, браслеты и длинное узкое платье на бретельках, которое, по-видимому, оставляло грудь открытой (обнажённая женская грудь — распространённый мотив древнеегипетского искусства).
Рука на плече далеко не всегда означала романтическое чувство. Например, к той же эпохе относится аналогичное изображение двух мужчин, которые, скорее всего, были близнецами. Гробницу обнаружили в 1966 году. Фотографии её убранства были опубликованы в 1971-м в чёрно-белом виде. Учёные вернулись сюда в феврале 2010 года, чтобы один из самых красочных примеров искусства Древнего царства был представлен в полном цвете. Результатом трудов стала книга «Гробница Кахаи и его семьи», которую написала руководитель проекта Мираль Лашин.
В гробнице ещё в 1966 году были найдены мумифицированные останки, но неизвестно, принадлежат ли они членам семьи. В более поздние эпохи египтяне часто хоронили своих мёртвых в старых склепах.
Археологи и искусствоведы считают, что гробницу построили в правление Ниусерры (2420–2389 годы до н. э.) или вскоре после него. Кахаи и его сын носили титулы, из которых следует, что они были певцами. Например, Кахаи назван «руководителем певцов двух домов». Возможно, его гробница так красиво отделана, потому что в ней работали царские художники.
Действительно, там есть красочная сцена, изображающая двух людей, поющих под аккомпанемент арфистов и флейтистов. Кто это — члены семьи или совсем другие люди, неизвестно.
Несмотря на высокое звание, Кахаи, скорее всего, не только выполнял обязанности администратора, но и продолжал петь. Г-жа Лашин отмечает, что, судя по изображениям музыкантов того периода, тогда не было больших коллективов, которыми приходилось бы руководить «полный рабочий день». Обычно на струнных и духовых инструментах играли от двух до пяти человек (и мужчин, и женщин), один или двое пели.
Гробница ничего не говорит о том, что Кахаи пел перед светлым ликом царя и его семейства, но, согласно другим источникам, те песни мало чем отличались от сегодняшних. Речь шла о простых радостях жизни: «Ешь, пей, веселись!» Хотя Кахаи повезло с работой, беды не обходили его стороной: одна из надписей гласит, что ему пришлось похоронить сына по имени Нефер, который к тому моменту уже завёл собственную семью. На стенах изображены осиротевшие дети Нефера. Иероглифы рассказывают о том, что его жена была беременна, когда он умер.
Гробница была не просто местом погребения: считалось, что она в некотором смысле позволяет общаться с умершими. Там расположено пять ложных дверей с изображениями покойных. Египтяне верили, что через них ка (жизненная сила) умершего человека возвращается из загробного мира и принимает приношения, которые оставляются для неё.