Американский писатель Элберт Грин Хоббард говорил, что для успеха необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время. В случае с СССР, судя по всему, план был, но далеко не во всем и не всегда ясным, а время слишком ограниченным. В результате не удалось построить не только сверхдержаву, но и её величавый памятник, по масштабам сравнимый с Вавилонской башней, — Дворец Советов в Москве.
Как знать, может быть вся история нашей страны пошла бы другим путём, если бы это здание было достроено и функционировало по сей день? Каково могло быть это здание, обязанное подчёркивать масштаб и величие достижений Советского Союза, и важную роль управленческой администрации СССР? Давайте же на короткий срок окунёмся в мир идей, где оно спокойно существует вместе с погибшими чудесами света, не построенными кораблями и памятниками; с героями романов и фантастическими мирами; с неподтверждёнными теориями… Просто представьте, каким бы мог быть этот фантастический Дворец Советов.
Начнем с того, что здание было спроектировано таким образом, чтобы в нём могли одновременно вести работу разные ведомства (такие как госархив и президиум Верховного Совета). Первым шагом к развитию идеи о такой постройке стал конкурс проектов в 31-м. На него пришло 270 заявок от творческих коллективов, а личных заявок и того больше: 160 работ профессиональных архитекторов, 100 гражданских работ. Кроме того, 24 заявки пришли от иностранцев. Такой величины было это событие. Однако победители были определены лишь по завершении второго этапа конкурса, в 33-м году.
За основу приняли проект Иофана Б.М. (однако несложно догадаться, как сильно была изменена задумка архитектора), а помогать ему должны были Гельфрейх В. и Щуко В. Но они, конечно же, были далеко не единственными, чьи идеи повлияли на этот проект.
Идея об украшении крыши статуей Ленина, например, принадлежала итальянцу А. Бразини. В результате концепция дворца, созданная Иофаном, полностью перевернулась: огромная статуя стала выглядеть главной на этом плане. Будто не скульптура украшает дворец, а дворец является лишь постаментом для неё. Позже архитектор Ле Корбюзье обращался к Сталину с просьбой отказаться от строительства дворца по такому плану, обосновывая это тем, что подобное здание является «упадком духа», «несуразной вещью». Но вождь, разумеется, отступаться от намеченного плана не стал.
Несмотря на то, что годом окончания был назначен 42-й, работы не могли стартовать раньше 31-го года. Для такого громадного здания просто не было подходящего места. А вот в 31-м, когда был взорван храм Христа Спасителя, свободное место нашлось. Вот тогда то, после расчистки места взрыва, и началось рытьё огромного котлована.
С конструкцией самого дворца стоит ознакомиться поподробнее. Такой проработанности плана могут позавидовать многие из ныне существующих зданий. Этот дворец не был просто крупным зданием с помпезным дизайном, он мог бы стать культурным и административным центром всей Москвы! Стоит заметить, что такая задумка была очень рискованной в плане безопасности. Кто же складывает все яйца в одну корзину?
Земля тоже не помогала в строительстве дворца, а именно её капризный смешанный состав на месте застройки и грунтовые воды такие, что способны были со временем разрушить бетон. Так что требования к техническому проекту были весьма высоки. Бороться с влиянием грунтовых вод решили при помощи битумизации. Этот процесс заключается в бурении вокруг будущего фундамента множества скважин, через которые под высоким давлением в известняк закачивается битум при температуре до двухсот градусов. Таким образом, воде перекрыли доступ к фундаменту.
Выдерживать фундамент должен был нагрузку свыше 500 тысяч тонн. Прочность достигалась благодаря большому заглублению. Таким образом, большая часть нагрузки передавалась в землю. Фундамент был составлен из двух бетонных колец диаметром 140 и 160 метров, высотой 20,5 и толщиной 3,5 метров, причем фундамент одной только центральной части здания потребовалось 100 тысяч кубометров бетона. А всего для общего цокольного этажа нужно было соорудить две тысячи фундаментов общим объемом в 250 тыс. кубометров бетона!
Металлический каркас здания тоже был не прост в изготовлении, ведь нужно было вписать в него купольный свод большого зала, диаметром 130 метров и высотой 100,6 метров. А опорой для этого огромного купола должны были стать 64 колонны, равномерно распределённые по диаметру попарно. Естественно, металлический каркас должен был проходить и сквозь них. Полагаю, построить что-то подобное и в уменьшенном-то масштабе было не просто, а уж в масштабе один к одному и вовсе фантастически трудно. Ведь вес металлического каркаса Дворца Советов по проекту должен был составить примерно 200 тысяч тонн! Сто тысяч тонн этого каркаса должны были изготовить из стали особой марки, которой даже дали специальное название — «Сталь Дворца Советов». «СДС» вышла на 15% дороже, чем равное количество обычной строительной стали, зато она была значительно прочнее и меньше поддавалась коррозии, что, несомненно, стоило того.
Каркас дворца вышел в четыре раза тяжелее, чем каркас Эмпайр Стейт билдинг. О чём вскоре написали газеты, желавшие всюду успеть. Из-за сложности и величины конструкции собирать его пришлось бы в четыре подхода, не считая промежуточные проверки. Стены дворца должны были собираться из пустотных керамических блоков вследствие того, что они весили значительно меньше, чем тот же кирпич и при этом положительно влияли на шумо- и теплоизоляцию. Толщина стен везде должна была быть одинаковой — 0,3 метра.
В здании Дворца Советов собирались разместить: Государственный архив, Президиум Верховного Совета СССР, музей мирового искусства, библиотеку, залы обеих Палат Верховного Совета СССР, залы Гражданской войны и Строительства социализма. Возле дворца ещё должна была быть парковка вместимостью в пять тысяч автомобилей, так что облик города пришлось бы значительно изменить.
Большой зал дворца должен был выглядеть как амфитеатр с круглой ареной на 20 тысяч мест. Площадь — 12 тысяч кв. метров, а объем — 970 тысяч кубометров. Следовательно, его объем должен был быть примерно таким же, как у всех зрительных залов, театров и кино Москвы (того времени, конечно же) вместе взятых.
По проекту в Большом зале были специально определены места для прессы, дипломатов, президиума и специально приглашённых гостей. Круглую арену во время собраний, круглых столов и прочих ответственных мероприятий при необходимости могли занять партером, а во время развлекательных постановок (цирковых или театральных) либо во время спортивных выступлений, её должны были освобождать от кресел. Для удобства площадку партера можно было бы легко спустить в специально предусмотренный под ним трюм. Кроме того, запланированы были аванзалы, курительные комнаты, вестибюли. Можно сказать, что рассчитано было всё вплоть до мелочей.
Площадь Малого зала по плану была приблизительно равна 3500 кв. метрам и должна была при этом вмещать более пяти тысяч человек. Таким образом, этот зал мог бы стать по тем временам самой крупной театральной площадкой во всей Европе. Площадь сцены Малого зала — более тысячи кв. метров. Рядом с этим залом планировалось расположить четыре аудитории, общей вместительностью 1400 мест, да ещё и библиотеку с читальными залами и кабинетами для занятий. Вот уж, в самом деле, Дворец!
Без мощной вентиляции в здании, где предполагалось уместить так много людей, было бы невозможно вздохнуть, так что её спроектировали в среднем на производительность в 1000 тысяч кубометров воздуха в час. Под куполом должен был собираться весь нагретый и загрязнённый воздух, откуда он должен вытягиваться мощными вентиляторами. Так же внимательно отнеслись проектировщики к системе кондиционирования: регуляция температуры и влажности воздуха должна была быть безупречной.
На цокольном этаже предполагалось расположить технические помещения: по регуляции отопления, вентиляции, водоснабжения и электрообеспечения, а также медицинские службы и тому подобные. Трюмы арен залов тоже были расположены здесь.
Однако особое внимание проектировщики уделили аспекту передвижения внутри дворца, ведь в нём могло находиться до 30 тысяч человек, и важно было исключить давку на лестницах, панику и несчастные случаи во время чрезвычайных ситуаций. К тому же объём здания громаден, и при нехватке лифтов и переходов, чтобы попасть в нужное место, людям приходилось бы делать большой крюк. Так что, не считая подъёмников для технических и хозяйственных нужд, внутри здания должны были установить 62 эскалатора и 99 лифтов. Так, по расчётам планировщиков, эвакуацию заполненного дворца можно было совершить за 10 минут.
Внешняя отделка Дворца Советов тем временем была запланирована в соответствии с идеей «Дворец — постамент для памятника Ленину». Металл, который должны были использовать в отделке фасада, предполагалось использовать и при ваянии статуи, благодаря чему Дворец Советов и скульптура на нём воспринимались бы целостно и неделимо, даже несмотря на то, что на чертеже статуя выглядит и несколько чужеродно. Высота статуи Ленина по плану достигала 100 метров, так что для истории архитектуры дворец с такой «крышей» был бы просто уникален.
Общая высота Дворца Советов, от уровня земли и до его самой верхней точки на голове статуи В.И. Ленина (ваять которую, кстати, поручили Меркулову), по плану составляла 420 метров. А это на 13 метров выше Эмпайр Стейт билдинг, самого высокого здания на тех лет!
Казалось, что для СССР нет ничего невозможного. Ведь в 1937 году, когда началось строительство этого монументального здания, всё подчинялось железной руке властей. До начала войны его даже успели построить до высоты десятого этажа жилого дома. Однако из-за расходов, связанных с началом ВОВ, строительство отменили, а всю металлическую отделку и каркас здания пришлось разобрать и отдать в качестве материалов для строительства стратегически важных мостов. После войны здание собрались достроить, но тут началась гонка за создание атомной бомбы, затем умер Сталин, потом…
Так проект и остался лишь на бумаге, в воспоминаниях и шуточных отсылках в фильмах. Позже Дворец Советов часто критиковали за его несоразмерность с другими историческим зданиям Москвы, не сочетаемость с окружающей его городской архитектурой, за «сверхмонументальность форм»… Да, внешний дизайн дворца обескураживает, но он всё-таки мог бы стать памятником своей эпохи, воплощающим её нравы и размах.
Фундамент дворца вскоре модифицировали до открытого бассейна, который проработал долгие годы, радуя москвичей. А позже на его месте всё-таки восстановили храм Христа Спасителя. Да, храм на городском пейзаже смотрится куда привычнее, и с этим сложно спорить.
Ну, а что было, если бы Дворец Советов всё-таки был построен? Скорее всего, СССР рухнул ещё раньше из-за непомерных расходов содержания этого причудливого здания. Но согласитесь, любопытно было бы в нем побывать, даже и после падения социализма, ведь его без сомнения в любом случае сделали бы доступным для экскурсий. Мне кажется, Дворец Советов мог бы привлечь столько туристов, что со временем отработал бы расходы на своё строительство. Пусть теперь он витает лишь в мире идей, вместе с идеальным обществом, может быть и в нынешней России когда-нибудь, оглянувшись на прошлое, смогут создать что-то столь же грандиозное, но более жизнеспособное.
Автор Дарья Елисеева