«Огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека, и народа… Чудесный результат соединения всех сил целой эпохи, где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, направляемого гением художника…» — писал знаменитый французский писатель Виктор Гюго о соборе Парижской Богоматери. Он же именует это каменное сооружение «творением Бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность». Что же такого особенного в этом соборе?
Нотр-Дам де Пари (таково его традиционное французское название) находится в западной части острова Ситэ, неподалеку от Лувра. Общая высота его составляет 35 метров, длина — 130 метров, ширина — 48 метров, высота колоколен — 69 метров. Здание способно свободно вместить 9000 человек.
Собор состоит из трех ярусов, расположенных один над другим. Одной из основных его достопримечательностей является Галерея царей, статуи которой представляют правителей Древней Иудеи. Насмешливо смотрят на туристов и паломников зловещие фигуры горгулий и химер… Сияют цветными стеклами витражи… Кроме того, в соборе хранится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа, в 1238 году выкупленный королем Людовиком Святым у византийского императора.
Нотр-Дам был возведен на месте базилики Святого Стефана — первой христианской церкви Парижа, а та, в свою очередь, была построена на месте храма Юпитера, воздвигнутого некогда древними галлами и римлянами. В 1711 году рабочие, которым поручили вытесать в стене границу, обнаружили с полдюжины каменных барельефовизображавших античных богов, с выбитыми на них текстами no-латыни. Исследователи предполагают, что барельефы украшали некогда алтарь Юпитера… .Любопытно, что по всей Европе храмы нередко строились на месте языческих святилищ. Видимо, люди чувствовали особую ауру этих мест, и она притягивала их к себе.
В 1163 году Папа римский Александр III благословил парижского архиепископа Мориса де Сюлли на строительство собора. К тому времени две главные христианские церкви в Париже были практически разрушены и не подлежали восстановлению. Против строительства резко выступил один из епископов, впоследствии вошедший в историю под именем св. Бернара. Он заявил, что работы слишком дорого обойдутся казне, тогда как в стране царит голод… Но папа Александр III не послушал его и, как гласит легенда, сам заложил первый камень в основание будущего собора.
Грандиозный храм строился в течение почти двух столетий. Наибольший вклад в его возведение внесли два архитектора — Жан де Шель (который вел работы с 1250 по 1265 год) и «гений готики» Пьер де Монтрей, придавший сооружению окончательный облик. Последний скончался в 1267 году.
К 1250 году строительство было фактически заверщено, к 1315-му мастера закончили внутреннюю отделку, а в 1345-м здание, говоря современным языком, «сдали в эксплуатацию».
Существует удивительное предание о воротах Нотр-Дама. Они украшены затейливым накладным узором из кованого железа в виде переплетающихся ажурных листьев и фигурными железными замками. Рассказывают, что выковать ворота было поручено кузнецу по фамилии Бискорне. Боясь не справиться с работой, кузнец призвал на помощь самого дьявола. Так миру явилась красота, которую не в состоянии создать человеческие руки. Однако когда замки врезали в ворота, выяснилось, что их невозможно открыть. Это удалось лишь после того, как железо окропили святой водой. Что же касается Бискорне, то он, терзаемый воспоминаниями о сделке с дьяволом, день ото дня становился все мрачнее и мрачнее, и наконец неизвестный недуг свел его в могилу…
Под сводами собора свершилось множество исторических событий, включая коронации и бракосочетания августейших особ и похороны национальных героев. Первое «массовое мероприятие» состоялось здесь в 1302 году. Это была ассамблея Генеральных Штатов — так назывался тогда французский парламент.
Многие знаменитости оставили свой след в истории Нотр-Дама. Так, на одной из стен выбил слова молитвы студент, будущий крупный поэт Франсуа Вийон. Собору Парижской Богоматери посвящал свои сонеты принц Карл Орлеанский, томившийся в английском плену. Здесь отслужил благодарственный молебен после коронации в Реймсе король Карл VII и венчались Генрих IV с сестрой французского короля Маргаритой, известной как королева Марго. При этом невеста-католичка стояла перед алтарем, а жених-гугенот — на паперти.
В конце XVII века, в царствование короля Людовика XIV, для собора настали не лучшие времена: гробницы и цветные витражи были разрушены. А во время Французской революции якобинский Конвент и вовсе планировал стереть здание с лица земли как «твердыню мракобесия». В конце концов революционное правительство объявило, что, если парижане хотят сохранить Нотр-Дам, то они должны собрать крупную сумму денег «на нужды революции». Деньги были собраны, и многострадальный собор превратился в «Храм Разума», своего рода памятник революции. В июле 1793 года Конвент все же принял карательные меры. По распоряжению Робеспьера у статуй иудейских царей снесли головы — почему-то якобинцы перепутали их с французскими монархами… Колокола перелили на пушки «для всемирной революции», а свинцовые гробы, в которых были захоронены священнослужители, — на пули и картечь. В храме устроили винный склад…
После термидорианского переворота собор вернули в лоно церкви, но он пребывал в весьма плачевном состоянии.
Кстати, в 1978 году в подвалах Французского банка внешней торговли были найдены обломки уничтоженных статуй, в том числе головы царей. Видимо, во время революции кто-то все же умудрился вывезти их и спрятать. Теперь ими можно полюбоваться в музее Клюни.
Публикация в 1831 году романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» вызвала новую волну интереса к Нотр-Даму как национальному достоянию. В 1832 году Палатой депутатов была создана Комиссия по реставрации собора. Проект возглавил молодой архитектор Виоле ле Дюк. Работы длились с 1841 по 1864 год. Реставраторы отлили заново статуи царей, металлический шпиль с кружевным рисунком… А одной из скульптур, изображающей апостола Фому, придали черты самого архитектора ле Дюка… По его же инициативе на верхней площадке собора, у подножия башен, установили статуи химер. Помимо этого, были снесены постройки, примыкавшие к храму. Так образовалась площадь перед собором в ее современном виде.
Виктор Гюго, прославивший Нотр-Дам на века, назвал его «наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма». Издавна ходили предания о том, что в каменных узорах и орнаментах здания скрыт рецепт философского камня…
Алхимик Фулканелли в книге «Загадки соборов» пишет: «Если, подталкиваемые любопытством или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы подниметесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора — пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла, образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он — Алхимик Нотр-Дам».
В позднем Средневековье Нотр-Дам действительно являлся местом алхимических сборищ. Встречи проходили у правого входа (двери св. Анны). По традиции, старший алхимик надевал фригийский колпак и указывал своему младшему товарищу путь к статуе Алхимика на галерее второго яруса. Каково было настоящее имя Алхимика — нам неведомо. Но, согласно легенде, ему удалось-таки открыть секрет философского камня.
Однако какое отношение имеет наш собор к магическим учениям? Это долгая история. Архитектуру традиционно соотносили с герметикой, каждый ее элемент — с тем или иным оккультным символом. Именно оккультным, а не религиозным. Наряду с христианской церковью существовали тайные общества «еретиков». Были «Вольные каменщики» — франкмасоны, было «Общество плотников — мастеров стропил». Все они проповедовали те или иные эзотерические идеи и попытались «зашифровать» их в «каменной книге» Нотр-Дама.
Так, если обратить внимание на якобы религиозные сюжеты витражей, то можно обнаружить, что они далеки от христианской традиции. На центральном из них — Розе — Дева Мария облачена в красный плащ, из-под которого виднеется зеленое одеяние, тогда как традиционно она одета в голубое. В то же время у масонов помещение в храме, которое служит для ритуалов посвящения в пятнадцатую Степень — «Кавалера Востока и Меча», — разделено на красную и зеленую половины… Случайность?
Русский философ-мистик П.Д. Успенский (1878—1947), ученик знаменитого Г. Гурджиева, в книге «Новая модель вселенной» сообщает:
«В каждой так называемой «школе каменщиков», где преподавались все науки, необходимые для архитектора, существовала и «внутренняя школа», где объяснялось истинное значение религиозных аллегорий и символов, где изучалась «эзотерическая философия», или наука об отношениях между Богом, человеком и вселенной, т.е. «магия»; а ведь за одну только мысль об этом людей отправляли на дыбу и сжигали на кострах.
Химеры и другие фигуры Нотр-Дама передают нам психологические идеи его строителей, главным образом, идею сложного характера души. Эти фигуры представляют собой душу Нотр-Дама, его различные «я»: задумчивые, меланхоличные, наблюдающие, насмешливые, злобные, погруженные в себя, что-то пожирающие, напряженно вглядывающиеся в невидимую для нас даль, — как это делает, например, женщина в головном уборе монахини, которую видно над капителями колонн небольшой башенки, высоко на южной стороне собора.
Химеры и все фигуры Нотр-Дама обладают удивительным свойством: около них нельзя рисовать, писать или фотографировать — рядом с ними люди кажутся мертвыми, невыразительными каменными изваяниями».
По мнению исследователей, в «каменных скрижалях» Нотр-Дама зашифрованы и разнообразные знания, накопленные человечеством: по математике, биологии, астрономии, астрологии…
Так, «Галерея царей» состоит из 28 скульптур, тогда как, согласно библейским мифам, в Иудее было всего 18 или 19 властителей. Откуда же взялись лишние? Возможно, это не что иное, как астрономический шифр: число фигур соответствует количеству дней в лунном месяце.
Над входом и на левой двери («дверь Девы Марии») начертаны зодиакальные знаки. Цикл начинается отнюдь не со знака Овна, в соответствии с западной астрологической традицией, а со знака Рыб, что соответствует традициям индийской астрологии. В индуизме Рыбы — символ связи индивидуальной души с Душой мира, у древнегреческих орфиков — это знак богини Афродиты, у римлян — Венеры, а у египтян — Изиды.
Однако «каменные шифры» — не единственная тайна Нотр-Дам де Пари. Перед входной решеткой в брусчатку вмонтирована круглая бронзовая дощечка с надписью: «нулевой километр». Отсюда исчисляются расстояния до любой точки Франции. Но есть версия, что это не просто условная точка отсчета, а «точка Зеро», с которой начинал строиться город. Именно здесь расположен сакральный, энергетический центр Парижа. По поверью, если встать на табличку и загадать желание, оно обязательно сбудется…
С башен Нотр-Дама и галереи, проложенной между ними, открывается потрясающий вид на город. Если с высоты птичьего полета (скажем, с Эйфелевой башни) вы не сможете толком ничего рассмотреть, только окинете взглядом смутную панораму мегаполиса, то отсюда хорошо видны дома, улицы, даже люди… Кажется, высота собора специально рассчитана на тех, кто мечтает разглядеть все как следует, «в реале». Достаточно только подняться наверх, и… вы очутитесь в самом сердце Парижа — там, где бродят, словно по заколдованному кругу, тени бессмертных героев Гюго — уродливого, но великодушного горбуна Квазимодо, прекрасной танцовщицы Эсмеральды, зловещего Клода Фролло… И вам на миг покажется, что вы вот-вот приблизитесь к ускользающей разгадке тайны этого готического строения…