18.04.2024

Объяснения деталей в римских дорогах и тротуарах

Аппиева дорога в Риме
Аппиева дорога в Риме

Уже в середине V века до н. э. существовали правовые нормы, связанные со строительством и обслуживанием дорог и тротуаров. Сегодня нормативов строительства дорог и тротуаров множество. В Законах XII таблиц устанавливалось, что ширина дороги на прямом участке должна быть 2,45 м (8 футов), на поворотах — 4,9 м (16 футов). Собственники придорожных участков должны были огораживать дорогу, если не мостили камнем, а иначе путешественники могли ездить всюду, где пожелают. Сегодня строительство, тротуара, не проблема, пошел и купил тротуарную плитку домодедовский район. А раньше дороги строили иначе и к, например, Римскмим дорогам и тротуарам у современников есть множество вопросов.

Римские дороги

Странность – это колея в каменной мостовой. Водосток в дороге не нужен, дождевая вода уходит сквозь щели как в современной брусчатке. Это именно вдавленность в каменных плитах. Такое впечатление, что камень был пластичным как пластилин (или как бетонное тесто) и кто-то проехал на телеге не дожидаясь когда камни наберут прочность. Вполне реально. Римляне знали бетон и использовали его повсеместно. Не исключено, что и видов бетона (рецептур) было несколько.Да, римляне знали бетон и активно его использовали. И? Это что тайна о которой молчат историки?

Условно, эти “особенности” римских дорог с колеей, можно разбить на два вида. Вот такой, камни посередине:

римские дороги с камнями посередине

Историки называют эти камни – пешеходный переход через дорогу. Это же не удобно пешеходам! Зачем такое обозначение высокими камнями? Может быть это ограничители для невысоких повозок? Могли проезжать только на высоких колесах? Почему тогда такая избирательность?

И такой, колея не столь выражена, и без камней.

римская дорога, слабая колея и нет камней

 

Римская дорога с колеей

современный аналог римской дороги с колеей

Очевидно, что колея сделана преднамеренно строителями, а камни посередине дороги являются пешеходным переходом.

Вот еще один пример. Это улица в городе Помпеи. Городская. Четко ограниченная бордюрами. Довольно узкая, только для одной повозки. Вдобавок камень посередине — пешеходный переход

Это улица в городе Помпеи. Городская.

Строители, как особенность римской дороги

Специалисты утверждают, что именно  здесь, сделав опалубку, а именно, подготовив яму в гравии или песке нижнего уровня дороги, в нее вылили бетон из корзины, а потом положили в него ХОРОБАТ, о котором “молчат историки”или некое его подобие, сделав специальную колею, чтобы повозка не вихляла по сторонам в узком коридоре дороги и не цеплялась осями и ободом за БОРДЮРЫ. Есть еще момент, об этом ниже.

Хоробат — инструмент в древнем Риме для проведения нивелировки. Описан у Витрувия, но ни чертежей, ни самих хоробатов не сохранилось. Представляет из себя линейку примерно тридцати футов (около 6 метров) длиной. У самых концов её находятся точно выровненные друг с другом две пары вертикальных ножек, врезанные строго под прямым углом к линейке. Под линейкой, как и между каждой парой ножек прикреплены рейки с точно проведенными на них отвесными линиями. Над каждой такой рейкой с линейки свисают отвесы. Положение хоробата, при котором отвесы ровно и одинаково касаются проведенных линий, указывают на горизонтальную установку прибора. Кроме того, для проведения нивелировки в ветреную погоду (когда невозможно применение отвесов) на верхней грани хоробата имелся желобок длиной около пяти футов (примерно 1,5 метра), шириной в один дюйм (2,46 см) и глубиной в полтора дюйма (3,69 см). Желобок заливают водой. Равномерное касание водой краёв желобка указывает на горизонтальную установку прибора[1]. Использовался при строительстве акведуков, мостов и тоннелей.

Еще историки поясняют

Римское право запрещало передвигаться в пределах города на каких-либо транспортных средствах за исключением особо оговоренных случаев. Замужние женщины и правительственные чиновники могли ездить верхом или на носилках. По законам Юлия (Lex Iulia) торговые подводы должны были передвигаться по городам внутри городских стен и на расстоянии мили от них только ночью. За пределами городов римляне могли передвигаться на любом транспорте.

про римские дороги

А вот что говорит по этому поводу Юлий Цезарь в законе О МУНИЦИПИЯХ.

Гераклейская таблица

Эта надпись содержит текст (предположительно) закона Юлия Цезаря о муниципиях. Текст написан на бронзовой таблице, на другой стороне которой сохранилась греческая надпись конца IV в. до н. э. Текст Гераклейской таблицы является, очевидно, заключительной частью закона. Сколько досок занимал полный текст закона, сказать трудно. Надпись была найдена в 1732 г. в Лукании, неподалеку от древнего города Гераклеи, в настоящее время она хранится в Национальном музее в Неаполе.

66. Настоящим законом возбраняется введенным в город ночью повозкам с запряженными в них быками или иными животными, оставаться после восхода солнца до десятого часа дня в городе Риме и вблизи него на расстоянии 1000 шагов пустыми или нагруженными навозом, подлежащим вывозке.

Возникает еще одно объяснение эти колеям, таким четким, именно в городе – это РЕЛЬСЫ КОНКИ Древнего РИМА.

конка

Ночью, по такой узкой улице с камнями на местах пешеходных переходов удобнее передвигаться по колее! И такие четкие колеи, как правило у камней, а камни на дороге – пешеходный переход переход.

Пешеходный переход в Помпеях, перекресток, еще одна особенность римских дорог:

Пешеходный переход в Помпеях, перекресток

А вот дорога там же, без камней и без колеи.

дорога без колеи

Как это объяснить? Значит в данном конкретном месте не было интенсивного пешеходно-транспортного потока:-) И надобности в колеях и пешеходных переходах не было. А может все проще? Улица идет под уклон, и вода там не задерживается, не то что в Стокгольме

затопленный аналог римской дороги

Loading

Добавить комментарий

Войти с помощью: