Во все времена люди строили для боговых красивых храмов. В Древней Греции богов было много, поэтому им возводили непросто храмы, а настоящие города.
«Город Богов» можно увидеть в столице Греции – городе Афины. Этот архитектурный ансамбль построили ещё в V веке прошлой эры на холме.
Если бы люди могли путешествовать в прошлое, то они увидели бы Акрополь во всей красе. Каким удивительным он был: длинная парадная лестница, торжественные ворота с особым названием – Пропилеи, три величественных храма, главный и самый большой, из которых – Парфенон. Храм размером в половину футбольного поля, окружённый со всех сторон десятиметровыми колоннами, поражает своим размахом и сегодня, хотя сохранились от него одни развалины. Храм был посвящён богине мудрости, покровительницы города – Афине Парфенос. За это он и получил название Парфенон.
За свою многовековую историю правители и захватчики Афин превращали Парфенон в христианский храм, мечеть и даже в пороховой склад. Сейчас же этот прекрасный древнегреческий храм под защитой ЮНЕСКО и привлекает тысячи туристов со всего мира.
Обман зрения
В Парфеноне можно показывать фокусы. Например, если на один конец ступени положить небольшую игрушку (высотой 10-15 см) и, отбежав, посмотреть на неё с другого конца, то она окажется невидимой. Дело в том, что все поверхности в храме не ровные, а выпуклые или изогнутые. Даже колонны немного наклонены внутрь. Умные древнегреческие архитекторы, которых звали Иктин и Калликрат, сделали это специально, чтобы здание простояло много веков и не разрушилось даже при сильном землетрясении.
46 колонн, которые окружают прямоугольное здание храма, кажутся одинаковыми. Только и это обман зрения. Те, что стоят по углам более толстые. Их увеличили уже не ради прочности, а ради красоты. Опытные строители знали, что угловые колонны обычно кажутся легче и тоньше остальных, и, чтобы колоннада выглядела ровной, добавили им объёма.
Истории в камне
Прямоугольное здание Парфенона из белого мрамора при разном освещении казалось то розовым, то золотистым. Его украшали многочисленные скульптуры. Когда торжественное шествие двигалось вдоль храма, его участники видели на стенах будто своё рельефное отражение.
С востока на фронтоне (в треугольнике под двумя скатами крыши) храм украшала каменная композиция «Рождение Афины». Здесь можно было увидеть саму Афину, её отца – Бога Зевса и других богов-родственников, которые пришли посмотреть на неё в первый раз.
С другой стороны храма – ещё одна божественная история. Здесь изображён спор Афины и бога морей Посейдона, кто из них будет главным в греческой столице. Посейдон подарил грекам солёный источник. В ответ Афина одарила людей оливковым деревом. Жители города признали победу за богиней, так как сочли её дар более полезным. С тех пор Афина является покровительницей города, а оливковое дерево стало его символом.
Хозяйка Парфенона
Древние греки поднимались к храму не только для того, чтобы полюбоваться на красивое сооружение, но, и чтобы встретиться с самой богиней. Огромная фигура богини располагалась в самом большом зале храма. Статуя, возвышающаяся на 10 м, была сделана из дерева, слоновой кости и золота. Она стояла в полный рост, на голове её был шлем, а в руках – щит и копьё. Чтобы создать богатый наряд богини и её шлем, Фидию понадобилось 1150 кг чистого золота. Он выполнил скульптуру так искусно, что, когда солнечные лучи через окно в крыше, попадали на статую, её одежды ослепительно сияли.
На щите статуи Афины великий мастер Фидий изобразил среди героев себя и замечательного военачальника, правителя Афин – Перикла. Это было так необычно для того времени, что скульптора обвинили в безбожии, кражи части золота, предназначенного для изготовления статуи, и приговорили к смерти. Чудом ему удалось спастись.
Жаль, что увидеть хозяйку Парфенона сегодня уже нельзя, на её месте лежит лишь несколько прямоугольных камней. Никто не знает точно, куда пропала великолепная статуя, которая находилась в храме более 900 лет. До наших дней дошли лишь её копии меньших размеров. Одну из них можно увидеть в Национальном археологическом музее Афин.
Реставрация
Тот Парфенон, который можно увидеть сейчас – это достижение огромного многолетнего труда, ведь до середины XIX века разрушенный храм не удостаивался должного внимания, потому что Греция не была самостоятельным государством, а находилась в зависимости от Османской империи, а туркам не было до него дела. После обретения независимости греки стали тратить немало сил на восстановление архитектурного комплекса.
В начале XX века уже удалось воссоздать северную колоннаду и некоторые скульптуры, а в середине того же века отреставрировали пол сооружения. Восстановительные работы продолжаются до сих пор, но ситуация осложняется из-за огромного потока туристов.