Одним из самых загадочных, таинственных и удивительных мест в Португалии является парк-усадьба Кинта да Регалейра (Quinta da Regaleira), расположенная в городе Синтра в 30-и километрах от Лиссабона. Здесь всё необычно.
Каждый грот и каждая пещера в парке полны загадок и головоломок над которыми до сих бьются многие ученые и историки всего мира.
Откуда взялось название Кинта да Регалейра?
Это старинная усадьба, история которой начинается во второй половине XVII века. Имение поменяло множество хозяев, пока в 1840 году его не приобрела баронесса Виконтесса Регалейра, в честь которой усадьба и получила современное название.
В 1892 году усадьбу у баронессы перекупил бразильский миллионер Карвальо Монтейро. Выпускник университета Коимбры Монтейро был весьма образованным человеком, который решил на базе усадьбы создать нечто великое и грандиозное, причем такое, чтобы удивить и озадачить всех.
Синтра великолепно подходила для воплощения его замысла.
Во-первых, там жили многие представители знати, включая королевскую семью.
Во-вторых, только природные условия Синтры позволяли неподалеку от Лиссабона создать задуманный им роскошный многоярусный парк, террасами спускающийся по склонам холма.
Приглашенный итальянский архитектор и сценограф Луиджи Манини, не только по достоинству оценил природу и ландшафт Синтры, но, видимо, разделял философские и эстетические вкусы Карвалью Монтейру, создав ансамбль, в котором переплелись искусство и мистерия…
Здание дворца, выдержанного в чисто португальском духе, поистине прекрасно — потемневший от времени и влаги белый камень особенно романтично смотрится на фоне яркой тропической зелени.
Манини неплохо изучил особенности стиля мануэлино, включающего обилие резьбы по камню, изображения растений, маленькие витые колонны, дополнив его изваяниями животных и антропоморфных существ, в том числе фигурами фантастических монстров, напоминающих гигантских кроликов, поместив их на крыше дворца.
Парк Регалейры задумывался как Эдем — райский сад. А разбросанные по нему на разных уровнях балконы, бельведеры, беседки, гроты, скульптуры и крошечные озера имеют свой смысл. Этот сад представляет собой свой микромир, постройки которого, пещеры, гроты и колодцы с потайными ходами наделяют его таинственностью и загадкой.
Путешествуя по террасам парка можно обнаружить взаимосвязь с мифологией, с мифами об олимпийских богах, с творениями Вергилия, Данте, Камоэнса, христианским учением.
Так, египетский домик с мозаичным изображением священного ибиса, символизирует древние культы.
Скульптура Леды, держащей в руке голубя, у входа в один из гротов, и Зевса на краю крошечного озерка в облике лебедя, щиплющего ее за ногу, как бы воплощают языческое видение непорочного зачатия.
Помимо античных мифов, Карвалью Монтейру был и знатоком поэзии.
Переход с одной террасы парка на другую — сродни кругам в «Божественной комедии»: ад, чистилище, рай.
Грот с каменной скамейкой украшен статуей Беатриче, а по краям скамьи, на которой высечено число «515», восседают две гончих…
«Пятьсот Пятнадцать, вестник Бога…» — это из последней песни «Чистилища». А гончая — символ вестника Бога, который объявляет о пришествии Святого Духа и спасении христианства.
Но в то же время знатоки Данте говорят, что «515», загадочное обозначение грядущего избавителя церкви, имеет и другой смысл: если переставить местами знаки, получится символ, означающий слово «вождь».
И, чтобы все понять в Регалейре, надо разбираться в философии, мифологии, поэзии и португальской истории, которым, не без участия сценографа Манини, придана еще и театральность.
Но даже если и не знать всего скрытого смысла таинственных символов, все равно невольно осознаешь, что здесь ничто не появилось случайно или из чисто эстетических соображений, а все выстроено именно в какой-то зависимости.
Даже экзотические растения собраны здесь с определенным умыслом: привезенные из Бразилии, они включают едва ли не все виды из тех, что упоминает португальский поэт Камоэнс.
У склона горы пруд, в который со скал сбегает вода. Посреди него брошены плоские камни — ступая по ним, можно попасть к входу в грот, скрытый изгибом склона и падающей сверху водой. Но не все так просто — пройти по камням можно лишь зная, что начинать свой путь надо обязательно с левой ноги.
На одной из террас стоит часовня — творение в стиле неомануэлино.
Справа от входа — неприметный проход к потайной винтовой лестнице, ведущей к верхнему ярусу тридцатиметрового колодца, уходящего в недра горы.
Спиральная галерея, идущая вокруг него, имеет девять уровней, поддерживаемых резными каменными колоннами. В каждом пролете — пятнадцать ступеней. Эти девять уровней, символизируют девять кругов ада, девять кругов чистилища и девять кругов рая, описанных Данте.
Все построено на единстве противоположностей: небо — преисподняя, ад — рай, этот мир и «мир потусторонний», который соседствует с райским садом Карвалью Монтейру.
Это — колодец Посвящения. Вниз ведёт спиральная галерея, имеющая девять уровней — символизирующих девять кругов ада, описанных Данте. На дне колодца выложен огромный крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду. Из колодца в разные стороны отходят несколько подземных ходов, ведущих в разные уголки парка. Часть из них подсвечена. Этот «Колодец посвящения» — самая загадочная из всех диковинок Регалейры.Кстати, время возникновения колодца никому неизвестно. Возможно он существовал и до Карвалью Монтейру.
Неизвестна и цель его возникновения — ходят легенды, что в подземных ходах когда-то проводились тайные масонские ритуалы.
Был ли Карвалью Монтейру масоном или членом какого-то тайного ордена — неизвестно: пока не найдены документы, которые бы подтверждали это. Да и вряд ли это можно будет узнать когда-то наверняка. Ясно одно — если бы не склонность Карвалью Монтейру к философии и мистике, Регалейра вряд ли бы стала тем удивительным миром знаков и символов, дорог посвящения.
Власти Синтры в 1997 году приобрели Регалейру, чтобы сделать ее музеем. В 1995 году усадьба была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Но над усадьбой Карвалью Монтейру по-прежнему висит полог тайны.