С именем нацистского ученого Альфреда Роде связана одна из величайших тайн истории – пропажа знаменитой Янтарной комнаты. В 30-40 годах прошлого столетия этот человек был достаточно известен в Германии. Альфред Роде, являясь ученым и хранителем художественных коллекций Королевского замка Кенигсберга, собрал уникальное собрание произведений из янтаря. В нее входили драгоценности, картины, распятия, скульптурные портреты. Именно Роде настоял на том, чтобы в годы войны Янтарная комната была вывезена с территории СССР.
Когда советские войска вошли в Кенигсберг, все залы музея в замке оказались пустыми – исчезли все экспонаты, так оберегаемые Альфредом Роде. Вот уже более 70 лет загадка исчезновения самой большой коллекции янтаря будоражит умы всех исследователей и ученых мира.
В Кенигсбергском Королевском замке Альфред Роде служил много лет. Он прославился как хранитель невиданного собрания янтаря, а исчезновение его и всей коллекции обессмертили его имя.
Немецкий ученый и искусствовед А. Роде, писал книги о художниках, описывал экспонаты Королевского музея, и являлся создателем невиданного музея мирового искусства. По задумке Гитлера экспонатами музея должны были стать конфискованные и вывезенные из оккупированных стран произведения искусства. Перевалочными пунктами для временного хранения ценностей стали города Краков и Кенигсберг. А. Роде руководил работой по приему, маркировке, распределению полученных ценностей. В хранилищах кенигсбергского замка размещались ценности, вывезенные из России, Белоруссии и Украины.
Роде использовал все свое влияние, чтобы Янтарную комнату привезли именно в его музей в декабре 1941 года. Янтарную комнату смонтировали в одном из залов Королевского замка, но не полностью, отведенная для этого комната была по размеру меньше, чем петербургском дворце и часть панелей хранилась в запасниках. Королевский замок несколько раз подвергался бомбежке английской авиации, а в 1944 году пережил большой пожар. Роде докладывал командованию, что Янтарная комната частично пострадала при пожаре. Чтобы не подвергать опасности ценный экспонат, Янтарная комната была срочно демонтирована, уложена в ящики и размещена в разных частях большого замка. Есть версия, что ящики с Янтарной комнатой опустили в шахту «Анна», вход в которую закрыли взрывом. До сих пор штольни этой шахты так и не удалось обследовать.
Мистические совпадения и загадки, связанные с уникальным собранием изделий из янтаря, начались в апреле 1945 года. Оказалось, что ни в одном архиве нет документов, связанных с планами по перемещению этих ценностей. И хотя сохранились отчеты по многочисленным командировкам Альфреда Роде, ни в одном из документов нет упоминания о поиске места для укрытия ценностей в случае падения города. Возможно из-за стремительного наступления советских войск, вывоз коллекций стал невозможен. Сам Роде не покинул Кенигсберг после прихода советских войск, он заблаговременно отправил в Германию свою семью, а сам остался. Возможно, что-то его удерживало, а может он остался присматривать за спрятанными ценностями?
К самому Роде никто не проявил интереса. Сразу после взятия города Королевский замок обследовали. В первые дни после сдачи Кенигсберга немцами, разрушенный город подвергся грабежу. По словам участников тех событий, в обследовании Королевского замка участвовали не специалисты музеев, а трофейные команды, которые вывозили все найденные ценности: от инструментов, станков до предметов искусства – им было все равно. Альфред Роде продолжал хранить тайну спрятанных коллекций. Шло время. Загадочные смерти стали уносить людей, имеющих отношение к пропавшим предметам искусства из кенигсбергского дворца.
В декабре 1945 года в следственный отдел «Смерш» поступило сообщение о пропаже супругов Роде. Соседка утверждала, что к ним приходили три человека, которые и увели Роде, предположительно, в больницу. В больнице уже была готова справка о смерти и даже выписка, где указано на каком месте кладбища «Луиза» находится захоронение. В течении нескольких часов, десять немецких военнопленных долбили промерзший грунт могилы Роде, но оказалось, что могила была фальшивая. Таким образом, кто-то очень спешно убрал опасного свидетеля, знавшего место хранения коллекций Королевского замка.
Известно, что несколько лет после освобождения Кенигсберга от фашистов в городе действовала законспирированная организация «Вервольф». Одной из главных ее задач – продолжение операции по вывозу украденных во многих странах Европы ценностей. Есть сведения, что ученого уничтожили бойцы «Вервольфа», а руководил этой операцией оберштурмбанфюрер СС Густав Георг Вист. Именно ему было поручено вывезти с занятой советскими войсками территории Янтарную комнату. Через много лет нашли сына этого офицера, живущего В Западной Германии. По его словам, отец скоропостижно скончался при странных обстоятельствах сразу после того, как выполнил задание в Восточной Пруссии.
Загадочная смерть управляющего и экономки имения бывшего гаулейтера Восточной Пруссии Эриха Коха также связана с пропавшими ценностями Кенигсберга. Они знали, что в конце 1944 года на территории имения проводились подземные работы и что, возможно, там были сокрыты большие ценности. Участвовавших в строительстве военнопленных расстреляли. Вход в подземелья, в последствии, был найден. Оказалось, что подземные ходы из имения были связаны с подземельями Кенигсберга.
По словам специалиста-подводника, под Кенигсбергом находится целый город. Там расположен даже законсервированный гитлеровцами авиационный завод. Из городских подземелий несколько раз пытались откачивать воду, но безрезультатно. Исследования показали, что кенигсбергские подземные ходы связаны с Балтийским морем. Несколько лет назад двум любителям-поисковикам удалось найти искусственный грот на побережье. Вход в него был заминирован. Ребята пробовали найти специалиста, который мог бы разминировать вход. Но вскоре оба парня погибли: один упал с балкона пятого этажа, а второй пропал без вести.
Цепочка загадочных смертей, связанная с поисками Янтарной комнаты, продолжилась. В ноябре 1988 года активный исследователь тайны исчезновения Янтарной комнаты немецкий ученый Георг Штайн написал своему другу, что напал на след Янтарной комнаты. Вскоре тело ученого с ножевыми ранениями было найдено недалеко от Гамбурга в развалинах древнего замка. Тайна Янтарной комнаты оказалась так и не разгаданной, но архив ученого сохранился. И в нем упоминаются полигон «Ольга» и «ценности Эриха Коха», среди которых, вероятнее всего, была Янтарная комната. В документах указано, что все эти сокровища отбыли из Восточной Пруссии в январе 1945 года на военном корабле «Эмден».
Путь ценностей Георг Штайн проследил до Веймара. У Георга Штайна были документы, подтверждающие многочисленные поездки грузовиков швейцарского Красного креста между Веймаром и полигоном «Ольга» уже после взятия города советскими войсками. Нашлись свидетели, которые видели в кузовах грузовиков огромные ящики. В этой операции прослеживается участие не только сотрудников «Вервольфа», но и западных союзников, а также брата президента Швейцарии – Бенуа Музи, который вскоре после проведения операции погиб при неизвестных обстоятельствах.
Еще один загадочный момент, связанный с полигоном «Ольга». 19 апреля 1945 года полигон «Ольга» инспектирует Эйзенхауэр. Он посетил лагерь военнопленных и расположенное там же хранилище произведений искусств. Не известно, находились там в это время ценности или нет. Когда американцы уходили из полигона «Ольга» они не оставили ни одного клочка документов. В свое время советское правительство обратилось к американской стороне с просьбой обнародовать документы дивизии, освобождавшей полигон от фашистов. Но ответа не последовало.
Тайна пропавших ценностей, включая и Янтарную комнату, до сих пор строго сохраняется и все, кто пытался приблизиться к разгадке, погибали при странных обстоятельствах. Из-за многочисленных смертей, проблема поиска Янтарной комнаты и остальных ценностей, вывезенных немцами из стран Европы, приобрела мистический характер.
Можно предположить, что существуют могущественные силы, которые тщательно берегут эту тайну, ведь стоимость похищенных ценностей баснословна. Возможно сокровища, со временем, и появятся где-нибудь на зарубежных аукционах. Поживем – увидим.