Это огромное, ядовитое, огнедышащее и злобное создание — самое страшное чудовище во всей греческой мифологии. Вскоре после своего рождения этот монстр бросил вызов Зевсу за право властвовать над всеми богами — и почти победил.
Древнегреческие поэты по-разному описывали его. Единственные детали, которые ему приписывали все как один, это то, что он был неизмеримо большим — «такого размера, что он превосходил все горы, и его голова часто касалась звезд» — и невообразимо отвратительным.
Среди прочих ужасов у него были: сотня змеиных голов с глазами, стреляющими огнем; головы леопарда, льва, быка, кабана, медведя, дракона и волка; кольца змеиных хвостов ниже пояса; сотни рук и кистей со змеями вместо пальцев; сотни крыльев, распростертых по всему телу; и одна пара огромных драконьих крыльев.
Со временем греческие художники объединили и скорректировали все эти поэтические описания. Выше пояса этот персонаж был великаном с выпирающими мускулами, длинной грязной бородой и лохматыми волосами. Его нос вырос, как собачья морда, уши были заострены, как у осла, а глаза сверкали огнем. Его пальцы были неестественно длинными. Пара перистых крыльев развернулась на его массивных плечах. Ниже пояса у него вместо ног были два змеиных хвоста.
Греческие поэты называли его «ужасным, возмутительным и беззаконным», «жестоким и свирепым», «сильным и неутомимым», «величайшим бедствием для людей и богов». Без сомнения, он был самым большим хулиганом в греческой мифологии — и в его плоти не было ни одной доброй или милосердной частицы.
Для него разрушение было игрой, а уродство — прекрасным. Он превращал деревни в руины без всякой причины, убивал людей и нападал на богов просто так. Его тянуло к темным местам и чудовищным персонажам — таким, как его жена Ехидна — но даже те места и люди, которые ему нравились, не могли завоевать его преданности. Он провел свою жизнь на пути разрушения.
С таким набором чудовищных характеристик, он никогда не упускал возможности атаковать. Он мог использовать свои змеиные головы или пальцы, чтобы плюнуть в противника смертельным ядом. Его головы, от леопарда до кабана, ошеломляли своим «боевым кличем, криками всех диких зверей вместе взятых», который был настолько громким, что эхом разносился по горам.
Не надо забывать и про его размер. Он был так велик, что его шаги вызывали землетрясения. Его голос был яростнее грома. Он мог использовать свои могучие руки, чтобы разрушать горы, швыряя валуны и расплавленные камни на деревни. И все эти пакости исходили лишь от одного чудовищного создания, имя которому Тифон.
Схватка Тифона с Зевсом, на кону которой стоял трон Олимпа, показала всю степень его способностей:
«от пламени чудовища, от его пылающих стрел [ … ] вскипела вся земля, и небо, и море, и вздымающиеся волны метались и били все вверх и вниз [ … ].»
В конце концов, Зевс одержал победу и бросил его в глубочайшую бездну, называемую Тартар.
Много легенд вокруг рождения Тифона. Некоторые легенды говорят, что Гея, богиня земли, была разгневана, когда Зевс уничтожил ее детей, гигантов. Она решила, что у нее будет еще один ребенок, великан из великанов, чтобы заменить детей, которых она потеряла, но так как Зевс также победил ее мужа, титана Кроноса, ей нужен был новый муж. Она обратилась к Тартару, и с помощью Афродиты на свет появился Тифон.
Другие легенды утверждают, что у Геры случился приступ ярости после того, как она обнаружила еще одного из детей Зевса. Она объявила, что у нее будет ребенок без Зевса, потому как у него было много детей без нее, и что ребенок будет даже сильнее, чем сам Зевс. Некоторые легенды говорят, что Гея услышала ее крик и посочувствовала ей, поэтому она сделала Геру беременной Тифоном.
В качестве невесты Тифон взял Ехидну, чудовищную женщину-змею, которая жила в пещере и пожирала проходивших мимо мужчин. Конечно, Ехидне не очень-то повезло с пожиранием Тифона, поэтому она приняла его в качестве партнера и родила ему много «свирепых отпрысков», включая Лернейскую гидру, Химеру, Сфинкса, Цербера и Горгону. Тифон и Ехидна стали «отцом и матерью всех чудовищ».