В 2013 году экспедиция в тайге на юге Кузбасса совершила сенсационное открытие в Горной Шории: на вершине горы, на высоте 1015–1200 метров, ученые нашли руины древнего города, сложенного из гигантских каменных прямоугольных блоков, позже названных «Куйлюмскими мегалитами». На Земле технологии подобного строительства и подъема таких тяжестей на вершину горы сейчас нет.
Ученые, получив отчет экспедиции, а также фотографии и видеосъемку, показавшие размеры гранитных «кирпичей», рассматривают две версии: о сильном природном выветривании скал в Горной Шории и о рукотворном происхождении стен. За вторую версию аргументов больше и исследования найденных руин города, который вмиг окрестили «прародиной русичей» и «первым русским Стоунхенджем», будут продолжены. Помимо Стоунхенджа, находку руин в Горной Шории сравнивают уже и с другими известнейшими древними памятниками мира — с Баальбекской террасой в Ливане и с египетскими пирамидами.
В основании Баальбекской террасы лежат каменные «кирпичи» весом 800–1000 тонн. Для сравнения, в пирамиде Хеопса самые мощные гранитные блоки весят 50–80 тонн. Про те и другие часто говорят, что они были построены пришельцами, ведь даже современными супермеханизмами такие тяжелые «кирпичи» не поднять. Евгений Вертман, заместитель председателя Томского отделения Русского географического общества высказал об этом своё мнение:
А гранитные блоки в стене, найденной экспедицией в Горной Шории, весят каждый больше 1000 тонн. Это очень тяжелые блоки. И сооружение из них было сделано около 100 тыс. лет назад. И если это не творение рук человеческих, то цивилизации, которая была раньше. Наши ученые, посмотрев съемку экспедиции, пришли к выводу, что сооружение — не природного характера, а антропогенного. Оно было осуществлено технически, как бы это ни казалось невероятным.
Точные координаты руин вернувшаяся из тайги экспедиция пока держит в секрете. Известно лишь, что древний город находится в непроходимой тайге за Междуреченском. Там не ступала нога ни охотника (местные жители — шорцы — веками считали те места запретными и опасными), ни туриста. Геолог-проводник Вячеслав Почеткин так отозвался об этих местах:
Да, даже нога геолога там не ступала. В 1991 году я, работая в геологической партии, с вертолета заметил странную постройку в тайге. Глазам своим не поверил. Стал расспрашивать старых геологов. Потом проверял по разным картам и геологическим съемкам. Никто мной замеченную стену в тайге в упор не видел. Все принимали за обычные скалы… Но меня та таежная тайна не отпускала. Два года назад я отправился на поиски древнего города в том направлении специально. Было тяжело, но нашел. А этой осенью отправил свою съемку в постоянную экспедицию Томского отделения РГО. И она приехала, чтобы проверить, точно ли это не обычные скалы, «разукрашенные» морозами и ветрами.
Экспедиция пробиралась через буреломную тайгу, поднималась на вершину нужной горы на четвереньках (угол подъема доходил до 45 градусов), восхищалась мужеством проводника Вячеслава — он шел впереди, хотя у 52-летнего геолога вместо одной ноги протез. Но увидев наверху первые руины участники экспедиции забыли про все трудности. Один из участников, Георгий Сидоров, сообщил:
Когда мы поднялись на вершину более 1000 метров и увидели гигантскую мегалитическую стену, то не знали что и думать. Перед нами возвышалось явно рукотворное сооружение. Частично оно разрушено. Причем в разных местах и, судя по всему, чудовищной силой взрывов. Наверху гигантские блоки сохраняли места оплавления и явного выгорания… Всем нашим людям было ясно, что перед нами какое-то древнее техническое сооружение, которое безжалостно было уничтожено, но где-то ещё сохранилось. Занимаясь исследованием артефакта мы обнаружили два вида кладки: нижняя кладка была явно мегалитической — некоторые блоки достигали длины 20 и в высоту 6 метров. По самым скромным подсчётам вес таких гигантов был выше тысячи тонн. Баальбекские мегалиты, по сравнению с тем, что мы увидели в Горной Шории – лишь детская забава. Ошарашенные, мы бродили среди этих руин, не понимая их предназначения. Некоторые гранитные блоки внизу были сложены из красного гранита, венчали их блоки из гранита серого, а выше лежала полигональная кладка из различных блоков, как красного гранита, так и серого. Местами полигональная кладка нам показалась оплавленной.
Экспедиция провела на вершине горы три дня и две ночи. Палатки разбили не в руинах, а подальше. Хотя замер радиации показал, что все в норме. Но, по словам экспедиции, психологически было тяжело. Поражал ведь не столько непонятный механизм, как древние нарезали гранит на прямоугольные кирпичи (вес некоторых, по прикидкам Георгия Сидорова, доходил до 2 тысяч тонн), как подняли на такой крутой склон горы и соединили — сложили из них стены без какого-либо цемента. Просто подогнали предельно плотно, да так, что в соединении даже нож не прошел б?