Он вступил на папский престол на рубеже тысячелетий и стал первым французом, получившим столь высокий сан. Он был необычайно образованным человеком и подарил Европе множество изобретений, во многом обогнавших свое время.
Звали его Герберт Орильякский, а католическому миру он известен как папа римский Сильвестр II. Но даже тиара понтифика не смогла защитить этого человека от злых языков, современники несмотря ни на что продолжали считать его чернокнижником и приспешником сатаны. Имя Сильвестра II овеяно множеством легенд, но, увы, они не из тех, что слагаются благодарными потомками.
Страсть к науке
Герберт родился в городке Орийяк (или Орильяке) во французской провинции Овернь около 946 года. Семья его была небогата, и юноша решил посвятить себя служению Богу, поступив в бенедиктинский монастырь Святого Герольда.
К периоду жизни молодого человека в обители относится легенда о его связи с суккубом — демоном, являющимся смертным в образе прекрасной женщины. Соблазнительницу юного монаха звали Меридиана, говорили, она воспылала к нему такой страстной любовью, что сулила огромное богатство и магическую помощь, если тот ответит на ее чувства. Герберт, разумеется, устоять не смог.
Была эта связь или нет, но внешне юноша выделялся среди прочих монахов лишь своей непреодолимой тягой к наукам. Заметив это, отец настоятель отправил его учиться в Испанию. Благодаря тесным культурным связям этой страны с расположенным рядом Кордовским халифатом, Герберт получил доступ к трудам арабских ученых и сумел познакомиться с наследием Античности.
Юноша с восторгом погрузился в изучение неведомых ему ранее наук, особенно интересуясь математикой и астрономией. Именно Герберт Орильякский первым осознал преимущество арабских цифр над римскими. В частности, он удивлял своих современников блестящими вычислениями в уме, что было совершенно невозможно сделать, используя римские цифры.
По трудам Евклида молодой монах изучил геометрию. Она была полностью забыта европейцами после падения Римской империи, а потому, когда Герберт в разговоре упоминал какие-то геометрические термины, к примеру, «октаэдр» или «параллелепипед», многие его собеседники ужасались, считая их именами бесов.
Магическая книга и черный пес
Самая популярная легенда о Герберте Орильякском повествует, что во время своего обучения у могущественного арабского чародея юноше удалось выкрасть у него книгу, в которой хранились все магические секреты.
Герберт бежал, но чародей, обнаружив пропажу, пустился за ним в погоню. Монах оказался в трудном положении, так как у мага были конь, который скакал быстрее ветра, и собака, которая могла учуять все, что находится на земле, под землей, на воде и под водой.
Погоня настигла беглеца недалеко от местечка Марторель, но монах не растерялся: добежав до моста, он повис под ним, как на турнике, тем самым оказавшись в таком месте, что собака не смогла его учуять и потеряла след. Так волшебная книга осталась у Герберта, с ее помощью ему удалось вызвать дьявола, и с тех пор тот всегда сопровождал монаха в образе черного лохматого пса.
Многие недоброжелатели считали, что именно с помощью дьявола Герберт стал папой римским, а некоторые даже утверждали, что он выиграл тиару, играя с нечистым в кости. Однако дальнейшая жизнь Герберта может опровергнуть эти досужие домыслы, его путь к Святому престолу был долог, труден и тернист.
История знавала гораздо более головокружительные карьерные взлеты, так что, если дьявол и обещал скромному монаху свою помощь в этом деле, старался он не сильно.
Под покровительством императора
В 969 году Герберту пришлось сопровождать своего покровителя, графа Барселонского в Рим. Там он был представлен папе Иоанну XIII и императору Оттону I Великому.
По рекомендации папы римского, император предложил Герберту стать учителем его сына. Это событие стало одним из самых значимых в судьбе ученого монаха, вся дальнейшая жизнь Герберта Орильякского прошла под покровительством властителей Священной Римской империи.
Несколько лет Герберт прожил при имперском дворе, после чего получил должность преподавателя риторики в монастыре Святого Ремигия в Реймсе. Здесь в полной мере раскрылись неординарные способности Герберта и тяга к новаторству во всех доступных его гению областях.
Пользуясь десятичной системой исчисления, он восстановил давно забытый европейцами абак и даже усовершенствовал его на основе последних арабских достижений в математике.
Отдавая дань своей любимой астрономии, Герберт сконструировал армилляр-ную небесную сферу, где были обозначены небесный экватор, тропики, эклиптика и полюса. Он начал разрабатывать конструкцию астролябии, которая стала использоваться в Европе только век спустя.
Также Герберт Орильякский считается изобретателем механических часов. Он подарил свой шедевр городу Магдебургу. Это были первые башенные часы в Европе. По свидетельствам современников, «они отмечали все движения света, и время, когда звезды восходят и заходят». К сожалению, ни сами часы, ни их подробное описание до наших дней не сохранились.
Постепенно Герберт втягивался и в занятия политикой. Избежать этого было сложно, так как тот период истории Европы был временем смут и непрекращающейся борьбы за власть и территории. Церковь принимала в этой борьбе самое деятельное участие.
Когда под именем- Григория V папой стал двоюродный племянник Оттона III, Герберта назначили архиепископом Равенны. А чуть позже, при активном содействии императора, он получил и папскую тиару.
Папа римский
В 999 году Герберт Орильякский взошел на папский престол под именем Сильвестра II. Такое имя он выбрал в память о папе Сильвестре I, который был советником императора Константина I Великого. Из этого можно заключить, что сам Герберт считал себя обязанным столь высоким саном именно императору, но никак не нечистой силе.
Народная же молва была совершенно другого мнения. Еще одна популярная легенда сообщает, что Герберту удалось создать медную голову — терафим, которая могла давать советы, отвечая на вопросы, требующие однозначного ответа «да» или «нет». Именно благодаря волшебной голове он смог добраться до самого верха в церковной иерархии.
По другой версии, терафим Герберту вручили так называемые «Девять неизвестных» — мистическое тайное общество, основанное еще индийским царем Ашокой. Общество было призвано охранять тайные знания от использования их непосвященными, дабы невежды не смогли нанести миру и людям непоправимый вред.
Если принять эту гипотезу, она послужит еще одним доказательством выдающихся заслуг Герберта Орильякского. Лишь очень достойный человек мог удостоиться чести стать обладателем такого могущественного артефакта.
Как бы ни получил Герберт свой сан — с помощью дьявола, императора или тайного общества, — но папская тиара не принесла ему ни удовлетворения, ни покоя. Он прожил в Риме совсем недолго, скончавшись при странных обстоятельствах в 1003 году.
Смерть и погребение
Если все легенды, касающиеся жизни Герберта Орильякского, достаточно стройно вписываются в его биографию, то легенды о смерти и погребении существенно разнятся в деталях, а иногда даже противоречат друг другу.
Все они сходятся в одном: волшебная голова сообщила Герберту, что он умрет во время мессы в Иерусалиме и душу его заберет сам дьявол. Испугавшись этого пророчества, папа тут же отменил свое паломничество в Святую землю, которое многие годы страстно желал совершить. Однако все было тщетно, сатана нашел его прямо Риме, в церкви Святой Марии Иерусалимской, которую часто называли «Иерусалимской церковью» или просто «Иерусалим».
Дальше в легендах начинаются разногласия. Одни уверяют, что дьявол напал на Сильвестра II прямо у алтаря и тут же разорвал его на куски. Другие же повествуют, что папе римскому стало плохо уже после мессы. Понимая, что умирает, Сильвестр II попросил кардиналов после смерти разрубить его тело на куски, чтобы оно не досталось дьяволу.
Далее следовало погрузить эти куски на двух лошадей, белую и черную, не знавших жеребцов и упряжи, и отпустить их. Закопать останки следовало лишь в том месте, где лошади сами остановятся.
Официально папа захоронен в соборе Святого Иоанна Латеранского, и на его надгробии высечены следующие слова: Iste locus Silvestris membra sepulti venturo Domino conferet ad sonitum, что означает: «Здесь покоятся бренные останки Сильвестра, который встанет по звуку при приходе Господа».
Но народная молва и тут не оставила его в покое. Слова эпитафии о грядущем Судном дне и воскрешении всех праведников сразу же были истолкованы совсем в ином ключе. «Пришествие Господа» народ заменил восшествием на престол нового папы, а «звуки» были интерпретированы как грохот костей. Отсюда родилась жутковатая легенда, что перед смертью каждого понтифика из гробницы Сильвестра II слышится громыхание.
Есть версия, что в соборе нет даже самой могилы Герберта, а существует только кенотаф — погребальный памятник в виде гробницы, не содержащий останков. Кенотаф сооружали в тех случаях, когда прах умершего оказывался недоступен для погребения. Этот факт может служить подтверждением легенды, что тело папы было расчленено и захоронено в разных местах.
Где в этих преданиях правда, а где вымысел, где простая зависть, а где суеверный ужас, понять сегодня уже не представляется возможным. Главное, что они сохранили для нас яркий образ этого выдающегося человека и до сих пор привлекают к его персоне внимание многих любителей загадок и тайн. Как говорится, дурная слава — это тоже слава, и иногда даже она бывает весьма полезна.
Татьяна ДОЛИНИНА